Версия для слабовидящих

Оздоровление детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях

Режим дня дошкольной группы в период летнего оздоровления


Распарадак дня

выхаванцаў рознаўзроставай

дашкольнай групы “Званочкі” у летні перыяд

 

Час

Віды дзейнасці

07.30–08.40

Прыём выхаванцаў, гульні, ранішняя гімнастыка, гігіенічныя працэдуры, падрыхтоўка да снедання

08.40–09.00

Снеданне

09.00–09.10

Падрыхтоўка да прагулкі, выхад на прагулку

09.10–12.20

Прагулка. Дзяцячая дзейнасць (на прагулцы). Гульні, назіранні, фізічныя практыкавані, індывідуальная работа.

10.00–10.15

Другі сняданак

12.20–12.30

Вяртанне з прагулкі, гігіенічныя працэдуры. Падрыхтоўка да абеду.

12.30–13.00

Абед

13.00–15.00

Падрыхтоўка да дзённага сну. Дзённы сон

15.00–15.20

Паступовы пад’ём, паветраныя ванны, гігіенічныя працэдуры, самастойная рухальная актыўнасць, падрыхтоўка да полудня

15.20–15.40

Полудзень

15.40–18.00

Падрыхтоўка да прагулкі. Прагулка. Індывідуальная дзейнасць выхаванцаў. Работа з бацькамі. Гульні.

18.00

Адыход выхаванцаў дадому

свернуть

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования»


Подготовка к летней оздоровительной работе

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.

Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки со стороны управлений (отделов) образования, спорта и туризма, организаций здравоохранения, учреждений дошкольного образования, а также межведомственного взаимодействия с соответствующими структурными подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям (территориальными управлениями по чрезвычайным ситуациям), Министерства внутренних дел (Государственная автоинспекция) и др.

Медицинские работники организаций здравоохранения и педагогические работники учреждений дошкольного образования взаимодействуют по вопросам обеспечения летнего оздоровления воспитанников через организацию и контроль санитарно-эпидемиологического режима, распорядка дня, питания, санитарного состояния помещения и др.

С целью обеспечения безопасных условий пребывания воспитанников, а также создания адаптивной образовательной среды, содействующей их полноценному развитию, укреплению здоровья, управление (отдел) образования, спорта и туризма издает приказ о подготовке и проведении летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования.

Показателями готовности учреждения дошкольного образования к летнему периоду являются:

наличие и исправность стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;

наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;

функционирование поливочной системы;

обеспечение замены песка в многофункциональных песочницах с закрывающимися крышками (наличие соответствующего сопроводительного документа);

засетченность окон в учреждении дошкольного образования.

С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в учреждениях дошкольного образования в летний период.

При сокращении численности воспитанников в летний период допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие; посещение учреждения дошкольного образования учащимися первых классов, размещенных на его базе.

Особенности организации образовательного процесса
в летний оздоровительный период

Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.

Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:

включенность педагога в деятельность наравне с детьми;

добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);

интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой).

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:

самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 

организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

утреннюю гимнастику;

физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);

подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);

самостоятельную двигательную деятельность;

закаливание.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

комплекс общеразвивающих упражнений;

обыгрывание сюжета;

3—4 подвижные игры;

физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

оздоровительный бег на участке;

элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

Комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):

профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

развитие координационных способностей;

развитие физических качеств;

совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).

Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).

Игры с элементами спортивного ориентирования.

Комплекс подвижных игр (2—3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);

обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;

предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);

многократное умывание в течение дня;

полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);

ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

Художественно-эстетическая работа включает:

изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);

музыкальную деятельность воспитанников;

ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;

проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;

экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;

включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);

освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);

лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);

аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);

конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);

детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:

включение изобразительной деятельности в детские праздники;

проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;

организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

использование музыки в режимных моментах;

фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;

проведение музыкально-дидактических игр и заданиймузыкальных викторин;

включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);

сольное и коллективное музицирование;

самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки — хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.

Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:

Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.

Музыкальные игры с пением, хороводы.

Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:

развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;

формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;

формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;

развитие музыкально-творческих способностей.

Игры с музыкальными инструментами.

Музыкальные игры-релаксации.

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.

Особенности организации питания и питьевого режима

В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников в условиях функционирования различных форм организации дошкольного образования необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.

Примерные двухнедельные рационы должны разрабатываться с учетом сезонности. В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.

В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным Нормам питания.

С-витаминизация дневного или суточного рациона проводится медицинским работником или иным уполномоченным лицом (шеф-повар, повар) в порядке, определенном требованиями правовых актов. С-витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры +12 ° C — +15 ° C, перед раздачей пищи. При С-витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку. В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.

Для организации качественного рационального питания воспитанников необходимо:

обеспечить энергетическую ценность суточных рационов питания, соответствующих энерготратам детей;

максимально разнообразить и сбалансировать рацион по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды);

использовать технологическую и кулинарную обработку продуктов и блюд, обеспечивающую их высокие вкусовые качества и сохранность исходной пищевой ценности;

учитывать индивидуальные особенности воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);

обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность питания (соблюдение соответствующих санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению, раздаче блюд и др.).

В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 6 часов.

Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.

Приложение 1

Нормативное правовое обеспечение организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования

1.Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2014 № 126-З).

2.    Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте».

3.    Указ Президента Республики Беларусь от 5 января 2012 г. № 10 «О совершенствовании порядка оказания медицинской помощи обучающимся».

4.    Постановление Совета Министров РБ от 21 февраля 2005 г. № 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования» (в ред. Постановл. Совета Министров РБ от 28.11.2014 № 1114).

5.    Постановление Совета Министров РБ от 29 февраля 2008 г. № 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования» (в ред. постановления Совета Министров РБ от 27.03.2014 № 266).

6.    Разъяснения по применению постановления Совета Министров РБ от 27 марта 2014 г. № 266 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров РБ от 29 февраля 2008 г. № 307».

7.    Постановление Совета Министров РБ от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (в ред. пост Совета Министров РБот 26.11.2014 № 1104).

8.    Организация рационального питания детей в дошкольных учреждениях. Руководство № 11-14-1-2000. Разработано Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Белорусским научно-исследовательским санитарно-гигиеническим институтом, Республиканским центром гигиены и эпидемиологии, Министерством образования Республики Беларусь.

9.    Организация рационального питания детей в интернатных учреждениях. Руководство № 11-14-2-2002. Разработано Министерством здравоохранения Республики Беларусь, НИИ санитарии и гигиены, Республиканским центром гигиены и эпидемиологии Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Минским городским центром гигиены и эпидемиологии, Белорусским государственным медицинским университетом, Министерством образования Республики Беларусь.

10.  Постановление Министерства образования РБ от 7 августа 2003 г. № 58 «Об утверждении Инструкции о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками».

11.  Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 27 января 2004 г. № 403 «Об изменениях и дополнениях к «Сборнику рецептур блюд для детей раннего и дошкольного возраста» (2003 г.), которые выявлены как издержки при издании (опечатки).

12.  Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Организация рационального питания детей в дошкольных учреждениях». — Минск, 2006.

13.  Инструкция 2.3.1.10-15-26-2006 «Проведение и контроль С-витаминизации рационов питания», утвержденная постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 октября 2006 г. № 132.

14.  Постановление Министерства образования РБ от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» (в ред. постановления Министерства образования РБ от 04.11.2009 № 69).

15.  Постановление Министерства здравоохранения РБ от 29 августа 2008 г. № 135 «Об утверждении Инструкции об организации диетического питания в государственных организациях здравоохранения» (в ред. постановления Министерства здравоохранения РБ от 20.07.2011 № 71).

16.  Сборник нормативных документов «Гигиена детей и подростков», вып. 1 / сост. А. А. Малахова, Минск, 2009.

17.  Приказ Министра здравоохранения РБ от 1 июня 2009 г. № 532 «Об утверждении некоторых клинических протоколов»» (Приложение «Клинический протокол диагностики, лечения и медицинской реабилитации детского населения РБ с избыточной массой тела и ожирением»).

18.  Постановление Министерства образования РБ от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов МО РБ» (в ред. постановления Минобразования от 20.08.2013 № 78).

19.  Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 154 «Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования».

20.  Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 10 мая 2012 № 10-17/П-18/3/10-27/16-643 «О разъяснении основных аспектов организации оказания медицинской помощи в учреждениях образования».

21.  Приказ Министерства здравоохранения РБ от 31 мая 2012 г. № 669 «О совершенствовании организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования» (вместе с Инструкцией об организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования).

22.  Приказ Министра здравоохранения Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 801 «О совершенствовании организации лечебного (диетического) питания детей с целиакией».

23.  Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 30.07.2012 № 10-16/1250 «О распределении обязанностей лиц, ответственных за организацию безопасного питания в дошкольных учреждениях, при написании меню-требования».

24.  Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования».

25.  Постановление Министерства здравоохранения РБ от 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения РБ и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановления Министерства здравоохранения РБ от 25.11.2014 № 78).

26.  Саванович, И.  И. Лечебное питание при непереносимости глютена у детей / И.  И. Саванович. — Минск, 2013. — 24 с.

27.  Сборник рецептур блюд для детей раннего и дошкольного возраста / Т.  Д. Андрианова [и др.]. — Минск : Нац. ин-т образования, 2003. — 632 с.

28.  Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14 марта 2014 г. № 3 «Об утверждении Правил пожарной безопасности РБ. ППБ Беларуси 01-2014».

29.  Постановление МО РБ от 14 июля 2014 г. № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимым для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и массовых мероприятий».

30.  Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 6 октября 2014 г. № 61 «Об утверждении Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом».

Приложение 2

Программно-методическое обеспечение летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования

  1. Анцыпирович, О. Н. В мире музыки : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования/О.Н.Анцыпирович,О.Н.Зыль.-Минск : Пачатковая школа, 2013.-48 с. (Серия «Мир детства»).

  2. Анцыпирович, О. Н. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста (с электронным приложением) : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
    О. Н. Анцыпирович, О. Н. Зыль. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. — 24 с. : 31 с. ил.

  3. Анцыпирович, О. Н. Тропинка в мир музыки : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования/О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль.Минск : Жасскон,2012.52с. :24с.ил.(Серия «Мир детства»).

  4. Анцыпіровіч, В. М. У свеце музыкі : вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / В. М.Анцыпіровіч, А. М.Зыль.Мінск : Пачатковая школа, 2013.48 с.(Серыя «Свет дзяцінства»).

  5. Васильева, О. К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О. К. Васильева. — Мозырь :  Содействие, 2013. — 152 с.

  6. Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі. Мінск : Міністэрства адукацыі РБ, Нац. ін-т адукацыі, 2012. — 416 с.

  7. Глазырина, Л. Д. Двигательная деятельность в группе «Почемучки» : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.  Д. Глазырина. — Минск : Зорны Верасок, 2010. — 360 с.

  8. Глазырина, Л. Д. Физкультурные занятия в группе «Фантазеры»: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. Д. Глазырина. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 240 с.

  9. Горбатова, Е. В. Веселые игры с линией и цветом (Серия «Умней-ка!») : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. В. Горбатова. — Минск : Жасскон, 2012. — 40 с.

  10. Горбатова, Е. В. Художественная мозаика (Серия «Умней-ка!») : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. В. Горбатова. — Минск : Жасскон, 2012. — 40 с.

  11. Горбатова, Е. В. Художественное развитие детей дошкольного возраста (с электронным приложением) : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. В. Горбатова. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. — 72 с.

  12. Горелова, Л. А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. А. Горелова. Минск: Народная асвета, 2011. 22 с.: 26 с. ил. (Страницы родной земли).

  13. Гракова, К. Г. Твоя столица: заводы и фабрики Минска : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / К. Г. Гракова. — Минск : Народная асвета, 2011. — 15 с. : 26 с. ил. — (Страницы родной земли).

  14. Давидович, А. Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. Л. Давидович. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 104 с.

  15. Давидович, Е. Б. Твоя столица: архитектура Минска : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. Б. Давидович. — Минск: Народная асвета, 2011. — 14 с. : 25 с. ил. — (Страницы родной земли).

  16. Дубинина, Д. Н. В мире сказок : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / Д. Н. Дубинина — Минск : Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серия «Мир детства»).

  17. Дубинина, Д. Н. Игры с картинками для малышей : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования/Д.Н.Дубинина.Минск: Жасскон, 2012.28 с.:32с.ил.(Серия «Мир детства»).

  18. Дубинина, Д. Н. Путешествие в сказку : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Д. Н. Дубинина. — Минск : Жасскон, 2012. — 20 с. : 24 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

  19. Дубініна, Д. М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці : дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі/Д.М.Дубініна, А.А траха, Д.У.Дубінін. Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2012. — 136 с.

  20. Дубініна, Д. М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці : дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д. М. Дубініна, А. А. Страха, Д. У. Дубінін. Мазыр : Белы Вецер, 2014. — 136 с.

  21. Дубініна, Д. М. У свеце казак: вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларускай мовай навучання/Д.М.Дубініна.Мінск:Пачатковая школа,2013.24с.(Серыя «Свет дзяцінства»).

  22. Евдокимова, Н. Н. Твоя столица: театры Минска : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. Н. Евдокимова.Минск :Народная асвета, 2011.15 с.: 27 с.ил.(Страницы родной земли).

  23. Житко, И. В. Веселые игры с числами и фигурами (Серия «Умней-ка!») : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. — Минск : Жасскон, 2012. — 64 с.

  24. Житко, И. В. Играем в математику : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко — Минск : Жасскон, 2012. — 16 с. : 24 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

  25. Житко, И. В. Математика для малышей : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. — Минск : Жасскон, 2012. — 16 с. : 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

  26. Житко, И. В. Математическая мозаика (Серия «Умней-ка!») : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. — Минск : Жасскон, 2012. — 64 с.

  27. Житко, И. В. Навстречу математике : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. — Минск : Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серия «Мир детства»).

  28. Жихар, О. П. Особенности планирования и организации работы с детьми в разновозрастных группах дошкольных учреждений : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О. П. Жихар, З. В. Кощева. — Мозырь : Белый Ветер. — 2010. — 207 с.

  29. Жытко, І. У. Насустрач матэматыцы : вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / І. У. Жытко. — Мінск : Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).

  30. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Мозырь : Белый Ветер, 2014. — 184 с.

  31. Казаручик, Г. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Г. Н. Казаручик. — Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 72 с.

  32. Ладутько, Л. К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. — Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 255 с.

  33. Ладутько, Л. К. Удивительный мир природы (от 5 до 6 лет) : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. — Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 48 с. : ил.

  34. Литвина, Н. В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с рукотворным миром (с электронным приложением) : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
    Н. В. Литвина, Е. И. Лосик. — Минск : Вышэйшая школа, 2014. — 109 с. : + 1 электрон. опт. диск.

  35. Недвецкая, Т. М. Учимся считать в игре : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Т. М. Недвецкая. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. — 16 с. : 24 с. ил.

  36. Никашина, Г. А. Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста: пособие для педагогов УДО / Г.А.Никашина. Минск : Нац. ин-т образования, 2014.167 с.

  37. Пашко, В. Л. Дошкольникам об эмоциях : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. Л. Пашко. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. — 16 с. : 24 с. ил.

  38. Петрикевич, А. А. Веселые игры по ознакомлению с природой (Серия «Умней-ка!») : учеб. нагляд. пособие для педагогов УДО / А. А. Петрикевич. — Минск : Жасскон, 2012. — 40 с.

  39. Петрикевич, А. А. Твоя столица: парки и скверы Минска : учеб. нагляд. пособие для педагогов УДО /А.А.Петрикевич. Минск : Народная асвета, 2011.14 с.:27 с. ил. (Страницы родной земли).

  40. Петрикевич, А. А. Экологическая мозаика (Серия «Умней-ка!») : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Петрикевич. — Минск : Жасскон, 2012. — 40 с.

  41. Поздеева, Т. В. Уроки нравственности : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Т. В. Поздеева. — Минск : Жасскон, 2012. — 20 с. : 28 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

  42. Полягошко, С. В. Творческое развитие ребенка в условиях художественно-речевой деятельности : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / С. В. Полягошко. — Мозырь : Белый Ветер, 2014. — 82 л. : ил.; 47, [1] с.

  43. Пралеска: группа «Малыши». Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 112 с.

  44. Пралеска: группа «Почемучки». Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 2 ч. Ч. 1 / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 168 с.

  45. Пралеска: группа «Почемучки». Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 2 ч. Ч. 2 / сост.  : А. И. Саченко, Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 168 с.

  46. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 5 ч. Ч. 1 / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 112 с.

  47. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 5 ч. Ч. 2 / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 216 с.

  48. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования: в 5 ч. Ч. 3 / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 184 с.

  49. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 5 ч. Ч. 4 / сост.  : А. И. Саченко, Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 196 с.

  50. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 5 ч. Ч. 5 / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 192 с.

  51. Пралеска: У истоков образного слова. Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 112 с.

  52. Семенова, Е. М. Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. М. Семенова, Е. П. Чеснокова; под ред. проф. Е. А. Панько. — Мозырь: Белый Ветер, 2010. — 174, [2] с. : ил.

  53. Смолер, Е. И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. И. Смолер. — Мозырь : Белый Ветер, 2014. — 104 с.

  54. Смолер, Е. И. Развитие старших дошкольников в эвристической деятельности : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. И. Смолер. — Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 94 с.

  55. Старжинская, Н. С. Веселые игры для развития речи (Серия «Умней-ка!») : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. С. Старжинская. Минск: Жасскон, 2012. 60 с.

  56. Старжынская, Н. С. Вучыся размаўляць правільна : вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларускай мовай навучання / Н. С. Старжынская. — Мінск : Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).

  57. Старжинская, Н. С. Играем со словами и звуками : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. С. Старжинская. — Минск : Жасскон, 2012. — 40 с. : 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

  58. Старжинская, Н. С. Речевая мозаика (Серия «Умней-ка!») : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. С. Старжинская. — Минск : Жасскон, 2012. — 56 с.

  59. Старжинская, Н. С. Учись говорить правильно : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / Н. С. Старжинская. — Минск : Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серия «Мир детства»).

  60. Страха, А. А. У свеце прыроды : вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / А. А. Страха. — Мінск : Пачатковая школа, 2013. — 16 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).

  61. Стреха, Е. АВ мире природы : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. — Минск : Пачатковая школа, 2013. — 16 с. — (Серия «Мир детства»).

  62. Стреха, Е. А. Малыши в мире природы : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. — Минск : Жасскон, 2012. — 16 с. : 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

  63. Стреха, Е. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. — Минск : Народная асвета, 2012. — 64 с.

  64. Стреха, Е. А. Познаём мир природы : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. — Минск : Жасскон, 2012. — 24 с. : 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

  65. Учебная программа дошкольного образования. — Минск : Министерство образования Республики Беларусь, Нац. ин-т образования, 2012. — 416 с.

  66. Ходонович, Л. С. Веселые игры с музыкальными звуками и инструментами (Серия «Умней-ка!») : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. С. Ходонович. — Минск : Жасскон, 2012. — 40 с.

  67. Ходонович, Л. С. Музыкальная мозаика (Серия «Умней-ка!») : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. С. Ходонович. — Минск : Жасскон, 2012. — 56 с.

  68. Ходонович, Л. С. Мы играем в мюзикл! : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. С. Ходонович. — Минск : Народная асвета, 2013. — 40 с.

  69. Ходонович, Л. С. Развитие музыкально-театральной деятельности детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. С. Ходонович. — Минск : Народная асвета, 2013. — 176 с.

  70. Шебеко, В. Н. В мире движений : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. Н. Шебеко. — Минск : Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серия «Мир детства»).

  71. Шишкина, В. А. Двигательное развитие дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 133 с.

  72. Шишкина, В. А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 88 с.


     

свернуть

Памятка по организации безопасных условий для детей во время прогулки в летний период


1. Во избежание возникновения желудочно-кишечных заболеваний в летний период необходимо особо тщательно контролировать получаемые с торговой базы и выдаваемые на кухню продукты. Строго и неукоснительно соблюдать сроки реализации скоропортящихся продуктов, в установленном порядке вести журнал бракеража сырой продукции, соблюдать сроки реализации готовой пищи, технологию ее приготовления, фиксировать качественный состав пищи в журнале бракеража готовой продукции.

2. Строго следить, чтобы дети не ели и не пробовали на вкус незнакомые растения, ягоды, грибы, траву и т.п. Учить детей узнавать ядовитые растения и  разъяснять опасность отравления ими.

3. Ежедневно осматривать участки перед прогулкой. Не допускать наличия опасных для детей предметов: сухостойных деревьев, необструганных досок, гвоздей, битого стекла. Все ямы на территории детского сада должны быть засыпаны, колодцы закрыты тяжелыми крышками.

4. Сотрудники обязаны постоянно следить за детьми, не оставлять их без присмотра, не доверять присмотр за ними посторонним людям, родителям.

5. Все оборудование на участках: малые игровые формы, физкультурные пособия – должно быть устойчивым, иметь прочные рейки, перила, должно отвечать возрасту и санитарным требованиям.

6. При организации прогулок, экскурсий за пределы детского сада необходимо:

-  знать точное количество детей;

-  заранее определить место, куда пойдут дети, предварительно там побывав;

-  сообщить администрации о предстоящем мероприятии;

-  в помощь педагогу направить еще кого-либо из сотрудников дошкольного учреждения;

- избегать прогулок по оживленным многолюдным улицам, а также магистралям с интенсивным движением транспорта.

7. С наступлением жаркого периода во избежание перегрева детей необходимо:

- всем детям иметь легкие головные уборы;

- чередовать пребывание детей на воздухе под прямыми лучами солнца с играми в тени, солнечные ванны проводить только по назначению врача;

- постоянно следить за температурой воздуха;

- строго соблюдать питьевой режим. Запас кипяченой воды хранится не более 6 часов и должен быть доступным детям в течение всего пребывания на прогулке.

8. В жаркое время года необходимо использовать спокойные малоподвижные игры с водой и песком, при этом песок должен быть чистым и влажным. Участки должны быть политы до прихода детей. После прогулки следует тщательно вымыть руки и ноги детей.

9. Закаливающие мероприятия в помещении детского сада и во время прогулки выполняются согласно плану работы учреждения в летний период, согласованному с райпедиатром, и под наблюдением медицинской сестры.

10. Прием детей в теплый период проводится на улице (за исключением ненастных дней).

11. Родители, или лица их заменяющие, должны передавать детей лично воспитателю или другому сотруднику, принимающему детей в этот день. Не допускается забирать детей из детского сада без ведома воспитателя, а также поручать это детям, подросткам, не достигшим 18 лет. Воспитатель должен знать всех лиц, кому родители поручают забрать ребенка, заранее договорившись с ним и познакомившись с этими лицами по предоставлению родителей.

свернуть

Питание детей дошкольного возраста в летний период


Летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно, в связи с чем повышается потребность в белке — основном пластическом материале. Кроме того, в жаркие дни организм ребенка теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов. Для покрытия этих дополнительных затрат требуется увеличение калорийности и пищевой ценности рациона. С другой стороны, в жаркие дни у детей нередко ухудшается аппетит.

Как организовать питание ребенка в летнее время?

Во-первых, калорийность питания должна быть увеличена примерно на 10-15%. С этой целью в рационе ребенка следует увеличить количество молока и молочных продуктов, в основном за счет кисломолочных напитков и творога как источников наиболее полноценного белка. В рацион необходимо включать первые овощи: редис, раннюю капусту, репу, морковь, свеклу, свекольную ботву, свежие огурцы, позднее — помидоры, молодой картофель, а также различную свежую зелень (укроп, петрушку, кинзу, салат, зеленый лук, чеснок, ревень, щавель, крапиву и др.).

Во-вторых, необходима рациональная организация режима питания ребенка. В жаркие летние месяцы режим питания рекомендуется изменить таким образом, чтобы обед и полдник поменялись местами. В особенно жаркое полуденное время, когда аппетит у ребенка резко снижен, ему следует предлагать легкое питание, состоящее в основном из кисломолочного напитка, булочки или хлеба и фруктов. После дневного сна отдохнувший и проголодавшийся дошкольник с удовольствием съест весь обед, состоящий из калорийных, богатых белком блюд.

Повышение суточной калорийности питания ребенка может быть достигнуто за счет увеличения пищевой ценности завтрака. В него рекомендуется включать богатое белком блюдо (мясное, рыбное, творожное, яичное). Это также физиологически более обоснованно, т. к. после ночного сна, в прохладное утреннее время дети едят с большим аппетитом.

В летнее время, кроме общепринятых четырех приемов пищи, ребенку можно предложить пятое питание в виде стакана кефира или молока перед сном. Это особенно рационально в том случае, когда ужин дается в более ранние сроки, а время укладывания ребенка на ночной сон несколько отодвигается из-за большой продолжительности светового дня.

В-третьих, необходимо обращать внимание на соблюдение питьевого режима. В жаркие дни значительно повышается потребность организма в жидкости, поэтому следует всегда иметь запас свежей кипяченой воды, отвара шиповника, несладкого компота или сока.

Употребление сырых соков — еще один шаг к здоровью. Это источник витаминов, минеральных солей и многочисленных полезных микроэлементов. Во многих соках с мякотью (нектарах) много пектина, а он, как известно, обладает способностью связывать продукты гниения и брожения в кишечнике и выводить их из организма.

Уважаемые родители, запомните!

Морковный сок способствует нормализации обмена веществ, улучшая процессы кроветворения и транспорта кислорода, стимулирует физическое и умственное развитие.

Свекольный сок нормализует нервно-мышечное возбуждение при стрессах, расширяет кровеносные сосуды.

Томатный сок нормализует работу желудка и кишечника, улучшает деятельность сердца, содержит много витамина С.

Банановый сок содержит много витамина С.

Яблочный сок укрепляет сердечно сосудистую систему, нормализует обмен веществ, улучшает кроветворение.

Виноградный сок обладает тонизирующим, бактерицидным, мочегонным, слабительным действием, способствует снижению артериального давления.


 

свернуть

ВИДЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЛЕТОМ

Яндекс.Метрика © ГУО "Дмитровичская средняя школа Березинского района", 2023" ВЕБ-МАСТЕРСКАЯ.БЕЛ