Версия для слабовидящих

Проект "Школа - территория здоровья "


  1. Информационный паспорт проекта

Наименование проекта

«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Место реализации проекта

Государственное учреждение образования

«Дмитровичская средняя школа Березинского района»

Главная идея проекта

Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни

Сроки реализации проекта

2020-2024 гг.

Участники проекта

Заместитель директора по основной деятельности, классные руководители, педагоги учреждения, обучающиеся, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры

Принципы

Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены.

Деятельный подход: игровой, творческий.

Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития.

Комплексный подход: использование профилактических и оздоровительных технологий.

Информационное обеспечение проекта

Школьная стенгазета, сайт учреждения  и информационный стенд.

 

2. Обоснование и актуальность проекта

Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения  в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомы с болезнями, причем иногда довольно близко. У детей впечатлительных и физически ослабленных формируется комплекс неудачника. К таким последствиям приводит психогенные факторы, т.е. условия, которые вызывают нервно – психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, не редко эти психогенные факторы процветают в семье. Здоровье ребенка на прямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Так же большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодые люди совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. В связи с этим для реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.

Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.

Задачи:

– формировать у обучающихся систему знаний на игровых, учебных и факультативных занятиях и во внеурочное  время о сбережении здоровья, мотивацию на сохранение здоровья;

– создать систему содержательного, информационного, материально-технического обеспечения агитационной и пропагандистской ра­боты по приобщению подрастающего поколения, педагогов,  законных представителей обучающихся  к здоровому образу жизни;

– создать в учреждении   оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;

– педагогами  учреждения применять технологии, сберегающие здоровье,  в образовательном процессе.

 

3. Анализ деятельности учреждения по укреплению и сохранению здоровья учащихся

В здании Государственного учреждения образования «Дмитровичская средняя школа Березинского района» созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда, строго соблюдается санитарно-гигиенический режим.

В 2023/22024 учебном году в учреждении насчитывается 48 обучающихся,  при проектной мощности здания учреждения – 235 мест. На общей площади 1947 м² находятся: 11 учебных кабинетов, 2 кабинета группы дошкольного образования,  1 компью­терный класс,  1 столярно-слесарная мастерская, 1 кабинет обслужи­вающего труда, библиотека, книгохранилище, 2 помещения для размещения управленческого и преподавательского соста­ва, спортивный зал.

Уроки физической культуры и здоровья в холодное время года проводятся в спортивном зале, а в теплое время – на уличном спортивном плоскостном сооружении.

Имеется уголок педагога психолога с необходимым оборудованием.

Работает столовая на 52 места, позволяющая организовывать горячие обеды в учебное время. Учащиеся принимают пищу согласно утвержденному графику:

Завтрак:

– дошкольная группа – 08.40;

– школа – 09.45.

Обед:

– дошкольная группа – 12.30;

– школа – 12.45;

– школа – 13.45;

Полдник:

  • дошкольная группа –– 15.20.

Двухразовое питание (завтрак, обед) получают 20 обучающихся 1 – 8 классов группы продолженного дня, одноразовое (обед) – 28 обучающихся 5 – 11 классов. В период с сентября по июнь месяц пища витаминизируется витамином «С».

В учреждении используется естественное левостороннее и искусственное люминесцентное освещение. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора. Для искусственного освещения используются люминесцентные лампы.

Для учреждения характерно озеленение учебных кабинетов, классных комнат.

Учебные занятия в I–X классах  организованы в одну смену. Продолжительность учебных занятий – 45 минут, в I классе  – 35 минут.

Ежегодно для  обучающихся организовывается   оздоровление в школьном оздоровительном лагере при учреждении:  для 15  учащихся в период осенних, зимних, весенних  каникул, для 20  учащихся в летний период.

Значительное место в образовательном процессе занимает  пропаганда здорового образа жизни. В учреждении проводятся кинолектории, конкурсы рисунков, плакатов, игровые программы, встречи с представителями здравоохранения, тематические классные и информационные часы. В библиотеке учреждения организовываются выставки литературы по проблемам профилактики алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости.

Особое внимание уделяется укреплению здоровья детей и формированию навыков здорового образа жизни  через проведение спортивно-массовой работы: дни здоровья, спортивные праздники и акции, соревнования. Учитель физической культуры и здоровья обеспечивает участие в районной спартакиаде школьников Березинского  района.

Проводятся мероприятия по предупреждению риска суицидального поведения детей и подростков:  тематические классные часы, выставка-конкурс рисунков «Быть здоровым - здорово!», тренинги, психо-социальное анкетирование.

Однако в результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, центральной нервной системы. Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости учащихся.

Статистика нарушения здоровья обучающихся

п/п

Содержание

(показатели)

2022/2023

учебный год

2023/2024

учебный год

20.12.

2022

10.05.

2023

   

 

 

 

     

   1

  Практически здоровы

4

 

 

 

   2

  Имели отклонение в здоровье:

       

  - органов зрения

8

     

  - сердечно-сосудистых заболеваний

12

     

  - опорно-двигательного аппарата

6

     

  - органов дыхания

20

     

  -органов пищеварения

-

     

  - нервно-психических заболеваний

6

     

  - другие

32

     

   3

  Количество часто болеющих детей

3

     

  Данные по группам здоровья

       

  - основная

20

     

  - подготовительная

7

     

  - ЛФК

1

     

  - СМГ

4

     

  -освобождены от занятий по физической культуре

       

   4

  Вредные привычки школьников:

       

  - курение

1

     

  - употребление алкоголя

-

     

   7

  Травматизм в образовательном процессе

-

     

   8

  Охват учащихся школьным питанием

100%

     

   9

  Распределение по группам здоровья:

       

  - I группа

3

     

  - II группа

31

     

  - III группа

1

     

  - IV группа

1

     

4. Функциональные ресурсы  различных категорий работников учреждения

  1. Функции  медицинской службы:

– проведение диспансеризации обучающихся;

– медосмотр обучающихся,  определение уровня физического здоровья;

– выявление учащихся специальной медицинской  группы.

   2. Функции руководства учреждения образования:

– общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

– общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;

– организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;

– организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью;

– обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул;

– разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся  и ее контроль;

– организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья  и ее контроль;

– организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей.

3. Функции классного руководителя, воспитателя группы дошкольного образования:

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;

– организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике:

–  частых заболеваний учащихся;

–  детского травматизма на дорогах;

–  наркомании,  токсикомании, табакокурения;

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

– организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, КДН, медработниками, наркологами;

– организация и проведение:

  • внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
  • исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся;
  • диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Первый этап: Подготовительный (март 2020 года – декабрь 2020 года):

– Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учреждении.

– Подготовка программно-методического обеспечения.

– Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.

– Ознакомление родителей и учащихся с проектом «Школа – территория здоровья»

– Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации проекта  «Школа – территория здоровья»

Второй этап: Практический (2021 год). Реализация проекта  «Школа – территория здоровья».

– проведение заседаний совета учреждения;

– посещение и взаимопосещение учебных и факультативных занятий,

– создание методической копилки опыта;

– мониторинг состояния здоровья обучающихся и морально-психологического климата в учреждении;

– сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;

– контроль за организацией образовательного  процесса, распределением учебной нагрузки, – объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.

– Коррекция проекта «Школа – территория здоровья» по итогам реализации.

Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2023–2024).

– Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта.

– Сравнение медицинских показателей состояния здоровья обучающихся до и после реализации проекта «Школа – территория здоровья»

– Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у обучающихся учреждения на здоровый образ жизни.

– Обсуждение итогов реализации проекта  «Школа – территория здоровья» в коллективе педагогов, родителей, обучающихся.

– Публикации, распространение опыта.

6. Модель личности обучающегося

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения  необхо­димо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого нами создана прогнозируемая модель личности обучающегося:

Модель выпускника

первой ступени общего среднего образования

Модель выпускника

второй ступени общего среднего образования

Модель выпускника

третьей ступени общего среднего образования

знание основ личной

гигиены, выполнение  правил гигиены;

владение основами

личной гигиены и

здорового образа

знание основ строения и функционирования организма человека;

знание изменений в организме человека в пубертатный период;

умение оценивать свое физическое и   психическое состояние;

знание влияния алкоголя, курения,   наркомании на здоровье человека;

поддержание физической формы;

телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;

гигиена умственного

стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной

пригодности  через физическое совершенствование и

заботу о своем здоровье;

убеждение в пагубности

для здоровья и   дальнейшей жизни вредных привычек;

знание различных оздоровительных систем;

умение поддерживать здоровый образ жизни,  индивидуальный для каждого человека;

способность вырабатывать индивидуальный  образ жизни;

гигиена умственного труда.

 

 

7. Предполагаемый результат

– Снижение показателей заболеваемости детей.

– Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.

– Повышение качества и уровня обучения школьников.

– Повышение уровня воспитанности детей и подростков.

– Полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволяют ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.

– Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.

– Учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

БАЗОВЫМИ КОМПОНЕНТАМИ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ ЯВЛЯЮТСЯ:

– формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

– формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

– формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

– формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности.  Общее руководство осуществляет совет учреждения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

Медицинское направление предполагает:

– создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

– составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

– проведение физкультминуток;

– гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания, режима дня;

– четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния учреждения;

– планомерная организация питания учащихся;

– проведение обязательного медицинского обследования.

Просветительское  направление предполагает:

– организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

– организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

– пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры и здоровья).

Психолого-педагогическое направление предполагает:

– использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности;

– предупреждение проблем развития ребенка;

– обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

– развитие познавательной и учебной мотивации;

– формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

– совершенствование психолого - медико - педагогической деятельности;

– организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

– организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

– привлечение системы занятий по интересам, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

– широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров учреждения к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое  направление предполагает:

– проведение  мониторинга за состоянием здоровья обучающихся;

 режим дня, бытовые условия;

– внешкольная занятость дополнительными занятиями.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

– здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;

– здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

 

8. Реализация основных направлений программы:

– Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.

– Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.

– Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.

– Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

– Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.

–  Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.

– Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.

– Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.

– Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в учреждении и вне его.

–  Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.

– Создание комфортной атмосферы в учреждении и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.

– Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

9.ФОРМЫ РАБОТЫ:

1.Учет состояния детей:

– анализ медицинских карт;

– определение группы здоровья;

– учет посещаемости занятий;

– контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

организация работы спортивных секций, занятий по интересам, клубов, проведение дополнительных занятий физической культурой;

– динамические паузы;

– индивидуальные занятия;

– организация спортивных перемен;

– дни здоровья;

– физкульминутка для учащихся;

– организация летних оздоровительный лагерей с дневным  пребыванием.

3.Урочная и внеурочная работа:

– открытые уроки учителей физической культуры и здоровья, ОБЖ;

– открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.


 

поделиться в: