- Информационный паспорт проекта
Наименование проекта |
«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» |
Место реализации проекта |
Государственное учреждение образования «Дмитровичская средняя школа Березинского района» |
Главная идея проекта |
Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни |
Сроки реализации проекта |
2020-2024 гг. |
Участники проекта |
Заместитель директора по основной деятельности, классные руководители, педагоги учреждения, обучающиеся, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры |
Принципы |
Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены. Деятельный подход: игровой, творческий. Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития. Комплексный подход: использование профилактических и оздоровительных технологий. |
Информационное обеспечение проекта |
Школьная стенгазета, сайт учреждения и информационный стенд. |
2. Обоснование и актуальность проекта
Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомы с болезнями, причем иногда довольно близко. У детей впечатлительных и физически ослабленных формируется комплекс неудачника. К таким последствиям приводит психогенные факторы, т.е. условия, которые вызывают нервно – психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, не редко эти психогенные факторы процветают в семье. Здоровье ребенка на прямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Так же большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодые люди совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. В связи с этим для реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.
Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.
Задачи:
– формировать у обучающихся систему знаний на игровых, учебных и факультативных занятиях и во внеурочное время о сбережении здоровья, мотивацию на сохранение здоровья;
– создать систему содержательного, информационного, материально-технического обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов, законных представителей обучающихся к здоровому образу жизни;
– создать в учреждении оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
– педагогами учреждения применять технологии, сберегающие здоровье, в образовательном процессе.
3. Анализ деятельности учреждения по укреплению и сохранению здоровья учащихся
В здании Государственного учреждения образования «Дмитровичская средняя школа Березинского района» созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда, строго соблюдается санитарно-гигиенический режим.
В 2023/22024 учебном году в учреждении насчитывается 48 обучающихся, при проектной мощности здания учреждения – 235 мест. На общей площади 1947 м² находятся: 11 учебных кабинетов, 2 кабинета группы дошкольного образования, 1 компьютерный класс, 1 столярно-слесарная мастерская, 1 кабинет обслуживающего труда, библиотека, книгохранилище, 2 помещения для размещения управленческого и преподавательского состава, спортивный зал.
Уроки физической культуры и здоровья в холодное время года проводятся в спортивном зале, а в теплое время – на уличном спортивном плоскостном сооружении.
Имеется уголок педагога психолога с необходимым оборудованием.
Работает столовая на 52 места, позволяющая организовывать горячие обеды в учебное время. Учащиеся принимают пищу согласно утвержденному графику:
Завтрак:
– дошкольная группа – 08.40;
– школа – 09.45.
Обед:
– дошкольная группа – 12.30;
– школа – 12.45;
– школа – 13.45;
Полдник:
- дошкольная группа –– 15.20.
Двухразовое питание (завтрак, обед) получают 20 обучающихся 1 – 8 классов группы продолженного дня, одноразовое (обед) – 28 обучающихся 5 – 11 классов. В период с сентября по июнь месяц пища витаминизируется витамином «С».
В учреждении используется естественное левостороннее и искусственное люминесцентное освещение. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора. Для искусственного освещения используются люминесцентные лампы.
Для учреждения характерно озеленение учебных кабинетов, классных комнат.
Учебные занятия в I–X классах организованы в одну смену. Продолжительность учебных занятий – 45 минут, в I классе – 35 минут.
Ежегодно для обучающихся организовывается оздоровление в школьном оздоровительном лагере при учреждении: для 15 учащихся в период осенних, зимних, весенних каникул, для 20 учащихся в летний период.
Значительное место в образовательном процессе занимает пропаганда здорового образа жизни. В учреждении проводятся кинолектории, конкурсы рисунков, плакатов, игровые программы, встречи с представителями здравоохранения, тематические классные и информационные часы. В библиотеке учреждения организовываются выставки литературы по проблемам профилактики алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости.
Особое внимание уделяется укреплению здоровья детей и формированию навыков здорового образа жизни через проведение спортивно-массовой работы: дни здоровья, спортивные праздники и акции, соревнования. Учитель физической культуры и здоровья обеспечивает участие в районной спартакиаде школьников Березинского района.
Проводятся мероприятия по предупреждению риска суицидального поведения детей и подростков: тематические классные часы, выставка-конкурс рисунков «Быть здоровым - здорово!», тренинги, психо-социальное анкетирование.
Однако в результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, центральной нервной системы. Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости учащихся.
Статистика нарушения здоровья обучающихся
№ п/п |
Содержание (показатели) |
2022/2023 учебный год |
2023/2024 учебный год |
||
20.12. 2022 |
10.05. 2023 |
||||
|
|
|
|||
1 |
Практически здоровы |
4 |
|
|
|
2 |
Имели отклонение в здоровье: |
||||
- органов зрения |
8 |
||||
- сердечно-сосудистых заболеваний |
12 |
||||
- опорно-двигательного аппарата |
6 |
||||
- органов дыхания |
20 |
||||
-органов пищеварения |
- |
||||
- нервно-психических заболеваний |
6 |
||||
- другие |
32 |
||||
3 |
Количество часто болеющих детей |
3 |
|||
Данные по группам здоровья |
|||||
- основная |
20 |
||||
- подготовительная |
7 |
||||
- ЛФК |
1 |
||||
- СМГ |
4 |
||||
-освобождены от занятий по физической культуре |
|||||
4 |
Вредные привычки школьников: |
||||
- курение |
1 |
||||
- употребление алкоголя |
- |
||||
7 |
Травматизм в образовательном процессе |
- |
|||
8 |
Охват учащихся школьным питанием |
100% |
|||
9 |
Распределение по группам здоровья: |
||||
- I группа |
3 |
||||
- II группа |
31 |
||||
- III группа |
1 |
||||
- IV группа |
1 |
4. Функциональные ресурсы различных категорий работников учреждения
1. Функции медицинской службы:
– проведение диспансеризации обучающихся;
– медосмотр обучающихся, определение уровня физического здоровья;
– выявление учащихся специальной медицинской группы.
2. Функции руководства учреждения образования:
– общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
– общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;
– организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;
– организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью;
– обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул;
– разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся и ее контроль;
– организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и ее контроль;
– организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей.
3. Функции классного руководителя, воспитателя группы дошкольного образования:
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;
– организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике:
– частых заболеваний учащихся;
– детского травматизма на дорогах;
– наркомании, токсикомании, табакокурения;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
– организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, КДН, медработниками, наркологами;
– организация и проведение:
- внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
- исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся;
- диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Первый этап: Подготовительный (март 2020 года – декабрь 2020 года):
– Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учреждении.
– Подготовка программно-методического обеспечения.
– Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.
– Ознакомление родителей и учащихся с проектом «Школа – территория здоровья»
– Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации проекта «Школа – территория здоровья»
Второй этап: Практический (2021 год). Реализация проекта «Школа – территория здоровья».
– проведение заседаний совета учреждения;
– посещение и взаимопосещение учебных и факультативных занятий,
– создание методической копилки опыта;
– мониторинг состояния здоровья обучающихся и морально-психологического климата в учреждении;
– сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;
– контроль за организацией образовательного процесса, распределением учебной нагрузки, – объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
– Коррекция проекта «Школа – территория здоровья» по итогам реализации.
Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2023–2024).
– Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта.
– Сравнение медицинских показателей состояния здоровья обучающихся до и после реализации проекта «Школа – территория здоровья»
– Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у обучающихся учреждения на здоровый образ жизни.
– Обсуждение итогов реализации проекта «Школа – территория здоровья» в коллективе педагогов, родителей, обучающихся.
– Публикации, распространение опыта.
6. Модель личности обучающегося
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.
Для этого нами создана прогнозируемая модель личности обучающегося:
Модель выпускника первой ступени общего среднего образования |
Модель выпускника второй ступени общего среднего образования |
Модель выпускника третьей ступени общего среднего образования |
знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены; владение основами личной гигиены и здорового образа |
знание основ строения и функционирования организма человека; знание изменений в организме человека в пубертатный период; умение оценивать свое физическое и психическое состояние; знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; поддержание физической формы; телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости; гигиена умственного |
стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье; убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек; знание различных оздоровительных систем; умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека; способность вырабатывать индивидуальный образ жизни; гигиена умственного труда. |
7. Предполагаемый результат
– Снижение показателей заболеваемости детей.
– Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.
– Повышение качества и уровня обучения школьников.
– Повышение уровня воспитанности детей и подростков.
– Полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволяют ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.
– Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.
– Учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
БАЗОВЫМИ КОМПОНЕНТАМИ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ ЯВЛЯЮТСЯ:
– формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
– формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
– формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
– формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА
Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет совет учреждения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
Медицинское направление предполагает:
– создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
– составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
– проведение физкультминуток;
– гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания, режима дня;
– четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния учреждения;
– планомерная организация питания учащихся;
– проведение обязательного медицинского обследования.
Просветительское направление предполагает:
– организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
– организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
– пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры и здоровья).
Психолого-педагогическое направление предполагает:
– использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности;
– предупреждение проблем развития ребенка;
– обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
– развитие познавательной и учебной мотивации;
– формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
– совершенствование психолого - медико - педагогической деятельности;
– организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
– организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
– привлечение системы занятий по интересам, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
– широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров учреждения к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает:
– проведение мониторинга за состоянием здоровья обучающихся;
режим дня, бытовые условия;
– внешкольная занятость дополнительными занятиями.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
– здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
– здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
8. Реализация основных направлений программы:
– Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
– Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
– Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
– Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
– Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
– Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
– Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
– Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
– Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в учреждении и вне его.
– Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
– Создание комфортной атмосферы в учреждении и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
– Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
9.ФОРМЫ РАБОТЫ:
1.Учет состояния детей:
– анализ медицинских карт;
– определение группы здоровья;
– учет посещаемости занятий;
– контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
организация работы спортивных секций, занятий по интересам, клубов, проведение дополнительных занятий физической культурой;
– динамические паузы;
– индивидуальные занятия;
– организация спортивных перемен;
– дни здоровья;
– физкульминутка для учащихся;
– организация летних оздоровительный лагерей с дневным пребыванием.
3.Урочная и внеурочная работа:
– открытые уроки учителей физической культуры и здоровья, ОБЖ;
– открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.