Виды карьеры.
Многообразие подходов к пониманию слова «карьера» определяется также многообразием ее видов.
1. «Вертикальная», иерархическая карьера – карьера управленца.
Наиболее привлекательный вид карьеры, поскольку заметен для многих и позволяет получить достаточные материальные и моральные «блага». Зачастую именно по должности окружающие судят о карьере специалиста. Примером может послужить следующая цепь: лаборант – ассистент – преподаватель – старший преподаватель – доцент – профессор – академик.
2. Но не все люди хотят быть «боссами» или начальниками, кого-то удовлетворяют должности «менеджера», «водителя» и т.д. Для многих на первый план выходит профессиональное совершенствование в постижении новых профессиональных знаний, умений без видимого изменения должностей. Такой вид карьеры называется «Горизонтальная карьера» — это освоение новых видов работы без изменения своего статуса.
3. Нормальная карьера — постепенное продвижение человека к вершинам должностной иерархии в соответствии с постоянно развивающимся его профессиональным опытом (считается, что должность обычно осваивается в среднем за 3-5 лет).
4. Скоростная карьера — стремительное, но последовательное должностное перемещение по вертикали организационной структуры; должность осваивается за 1-3 года (особо одаренные, талантливые люди).
5. Десантная карьера — спонтанное замещение руководящих должностей.
6. Множественная карьера обычно связана с теми ситуациями, когда сотрудник меняет место работы, то есть работает в различных организациях. Может случиться так, что в организации А карьера сотрудника была неуспешной, в то время как в организации Б — успешной (стабильной).
7. Идеальная карьера — развитие по восходящей линии (прогрессивный тип) без особых спадов и подъемов.
8. Регрессивная карьера – имеющая выраженные «затухающие» части, которые могут быть связаны, например, у женщин с рождением ребенка или, например, с болезнью и.д.
Личностный профессиональный план.
1.Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.
Характеристика профессионального плана.
· определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);
· полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);
· устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);
· реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);
· логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);
· моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);
· согласованность плана с потребностями рынка труда.
Этапы формирования профессионального плана.
Составляя личный профессиональный план, необходимо:
· определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;
· выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;
· сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
· ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
· соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
· узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
· ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
· проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Информация для учащихся, родителей, педагогов по профориентации
http://www.edu.gov.by/
МО РБ в рубрике «Поступающим» предлагает информацию о правилах приема, курсах для поступающих, программы вступительных испытаний,
www.mintrud.gov.by
Минтруда и социальной защиты РБ в рубрике «Рынок труда. Занятость населения» предлагает общереспубликанский банк вакансий актуальные вакансии и резюме
http://www.ripo.unibel.by/
Республиканский институт профессионального образования дает информацию об учреждениях среднего специального образования.
http://www.rcpom.edu.by/
Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи в рубрике «Выбираем профессию» предлагает правила выбора профессии, мини-профессиограммы, медицинские показания и противопоказания.
http://rikc.by/
Республиканский институт контроля знаний дает полную информацию по проведению централизованного тестирования
http://www.nihe.bsu.by/index.php/ru/
Республиканский институт высшей школы предлагает общегосударственный классификатор республики Беларусь "Специальности и квалификации" ОКРБ 011-2009 (актуальная информация)
Интернет-ресурсы по профориентации для учащихся
http://rabochie-raznyh-spetsialinostej.freeads.by/
Информационный блок по рабочим разных специальностей. (вакансии, з/пл)
http://www.careerjet.by/
Мировая система поиска работы
http://www.kudapostupat.by/
Информация о средних специальных учебных заведениях в РБ
http://www.ripo.unibel.by/
Информация по профессионально-техническому образованию в РБ
http://www.abiturient.by/
Каталог ВУЗов, информация о вступительной кампании