Паспорт проекта
1 |
Руководитель проекта |
Ф.И.О. руководителя проекта: Данилушкин Александр Николаевич |
||
Адрес электронной почты: dmitrovichi@berezino-asveta.by |
||||
Адрес сайта проекта: https://dmitrovichi.berezino-asveta.gov.by/воспитательная-работа/военно-патриотическое-воспитание/проект-по-патриотическому-воспитанию |
||||
2 |
Название проекта |
«Патриотизм – основа нации» |
||
3 |
Аннотация проекта (краткое описание проекта) |
Проект «Патриотизм – основа нации» направлен на реализацию идей гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся через использование краеведческих, туристических и образовательных ресурсов для мотивации к изучению и сохранению историко-культурного наследия нашей страны, малой Родины. Целевой группой проекта являются участники учебно-воспитательного процесса, законные представители, общество. География проекта – Минская, Могилёвская область. Продолжительность проекта – долгосрочный (2024-2025 гг.). |
||
4 |
Проблема, на решение которой направлен проект |
· осознание учащимися сути гражданственности и патриотизма, привитие уважения к историческому и культурному наследию белорусского народа; · воспитание уважительного отношения к государственным символам Республики Беларусь (Гербу, Флагу и Гимну), а также к органам государственной власти; · формирование у учащихся морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционных обязанностей по защите Родины, уважения к защитникам Отечества, воинам; · воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне; · формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости. |
||
5 |
Цель проекта |
формирование у учащихся гражданственности, патриотизма, любви и уважения к Родине, своему Отечеству, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся, педагогов в активную деятельность по патриотическому воспитанию, сохранение исторической памяти и наследия малой Родины, формирование социально-активной личности гражданина, патриота. |
||
6 |
Основные задачи проекта |
• воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности к служению Отечеству, его защите; • сохранение и обеспечение преемственности между поколениями системы традиционных ценностей белорусского общества; • популяризация культурного наследия Беларуси, его сохранение, привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов Республики Беларусь; • развитие добровольческих инициатив, ориентированных на формирование альтруизма, взаимопомощи, укрепление гражданственности, сохранение исторической памяти. |
||
7 |
Деятельность в рамках проекта |
- исследовательская деятельность; - экскурсионная деятельность; - духовно- нравственная; - гражданско-патриотическая. |
||
|
Методика/ инструментарий проекта |
уроки мужества, тематические беседы, часы памяти; уборка и благоустройство воинских захоронений, вахты памяти; организация встреч с ветеранами Великой Отечественной, узниками, интернационалистами, военнослужащими; патриотические мероприятия, акции, конкурсы; изучение военной истории, просмотр видеофильмов; походы и экскурсии; соревнования по военно-прикладным видам спорта. |
||
8 |
Календарный план реализации проекта |
1.09.2024 – 31.05.2025 гг. |
||
|
Наименование и описание мероприятия
|
Сроки начала и окончания |
Количествен-ные показатели |
Ответственные |
Общественно-значимые мероприятия, акции, месячники, соревнования и пр.
|
1.09.2024 – 31.05.2025 гг. |
42 |
Директор, зам. директора, педагоги дополнительного образования, классные руководители |
|
Волонтёрская, общественно-полезная деятельность |
1.09.2024 – 31.05.2025 гг. |
42 |
Директор, зам. директора, педагоги дополнительного образования, классные руководители |
|
Экскурсионная деятельность |
1.09.2024 – 31.05.2025 гг. |
42 |
директор, зам. директора, педагоги дополнительного образования, классные руководители |
|
9. |
Команда проекта |
участники учебно-воспитательного процесса учреждения образования, законные представители, общественность. |
||
10. |
Партнёры проекта |
государственные учреждения культуры и образования, ветераны Великой Отечественной войны |
||
11. |
Результаты проекта |
создание условий в образовательном процессе, способствующих гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся, с целью повышения его эффективности; мотивация к изучению и сохранению историко-культурного наследия Родины; формирование активной жизненной позиции, гражданской ответственности, творческого потенциала, пополнение опыта исследовательской работы учащихся; формирование интеллектуальных навыков, социальных и гуманистических компетенций, этических норм; реализация принципов гуманистического и целеустремленного подхода в воспитательном процессе, уважение индивидуальности и личности, коллективная деятельность, активное саморазвитие. |
||
12. |
Методы оценки результатов |
оценивание результатов проекта производится на основании опроса, анкетирования, педагогических наблюдений, результативности участия в мероприятиях патриотической направленности, акциях, конкурсах и др. |
||
13. |
Устойчивость проекта |
прогнозируется сохранение эффективности проекта при изменении условий его реализации, корректировке целей и задач. |
Содержание
Актуальность проекта………………………………………………………..6
Цель и задачи проекта………………………………………………………..9
Сроки и этапы реализации проекта………………………………………...10
Ожидаемые результаты проекта…………………………………………….11
Механизм реализации проекта ……………………………………………..11
Основные направления патриотического проекта………………………...12
Мероприятия по реализации проекта.....………………………….………..13
Научная новизна проекта……… ……….……………...…………………...13
Теоретическая и практическая значимость проекта по патриотическому воспитанию……………………………………………………………………15
Критерии оценки эффективности...………………………………………….16
Список литературы………………………...……….………………………..17
Актуальность проекта
"Патриотизм, уверенность в будущем своей страны и желание сделать ее лучше - вот главное, что должно быть у сегодняшней молодежи".
А. Г. Лукашенко
Во всех учреждениях образования воспитательная работа наполнена различными мероприятиями тематической направленности. Целью этой инициативы является расширение учебной программы, включающей мероприятия различной воспитательной направленности: дни гражданско-патриотического и духовно-морального, спортивного и экологического воспитания, способствующие формированию всесторонне развитой личности учащегося.
В настоящее время патриотическое воспитание учащихся является одним из ключевых аспектов воспитательной работы в учреждениях образования Республики Беларусь и приобретает особую актуальность в условиях глобализации и информационного влияния, роста правонарушений и преступлений в подростковой среде. В наше время, когда информационные потоки неустанно наводняют нас, зачастую необоснованными и противоречивыми новостями со всего мира, особенно важно не забывать о своих корнях и родном крае. Ведь только зная историю и культурное наследие своего народа, можно стать настоящими патриотами и гражданами нашей страны.
Воспитание достойных граждан зависит от развития патриотических чувств. Для того чтобы достичь этой цели, необходимо начинать воспитание уже в детстве, внедряя мероприятия патриотической направленности в деятельность объединений по интересам, рассказывая детям об историческом прошлом нашей страны, становления независимого государства, его успешном развитии, достижениях в различных сферах. Патриотическое воспитание является комплексным процессом, в котором важно взаимодействие школы, семьи и общества. Такое взаимодействие способствует формированию устойчивых представлений у учащихся о мире, обществе, государстве, а также об их основных правах и обязанностях. Каждое учебное заведение должно поставить перед собой задачу воспитать учащихся в сознательных и ответственных граждан, которые ценят и берегут свою Родину. Для этого необходимо предоставить им возможность познакомиться с историей Беларуси, ее культурой, традициями и ценностями. Учащиеся должны знать о героях своей страны, о событиях, которые сделали ее сильной и независимой.
Целью такого воспитания является также формирование ответственности перед Родиной, развитие чувства гражданского долга и готовности его исполнять. Формирование патриотизма, духовно-нравственных качеств человека происходит на протяжении всей жизни, но особое место для развития этих качеств, приходится на период становления личности, подростковый возраст.
Эффективное гражданско-патриотическое воспитание в деятельности объединении по интересам способствует формированию у учащихся понимания сути и значения понятия "патриотизм", укрепляет их привязанность к истории, культуре и традициям своей страны. Понимание собственного прошлого помогает им лучше понять себя и свое место в мире, уважать и ценить многообразие культур и национальных особенностей Республики Беларусь, помогает молодому поколению осознать важность активного участия в жизни общества, а также внести свой вклад в развитие и процветание Родины.
Патриотическое воспитание играет одну из ведущих ролей в формировании чувства гордости за свою страну, свою Родину. Особое внимание необходимо уделять историко-культурному просвещению подрастающего поколения. Организация экскурсионной деятельности по памятным местам, местам боевой славы, знакомство с историей и культурой малой Родины, изучение военной истории Республики Беларусь формируют у учащихся чувство гордости за свою страну и её вековые традиции. Также стоит уделить внимание изучению национальных традиций, праздников и обрядов, чтобы учащиеся могли всесторонне оценить красоту и богатство национальной культуры белорусов.
Важно также привлекать учащихся к участию в общественно-значимых и полезных мероприятиях, которые способствуют развитию патриотических чувств. Например, благотворительные акции, мероприятия экологической направленности и/или волонтерская деятельность. Важным направление является исследование истории своей малой Родины, изучение жизни и подвигов выдающихся земляков, участие в восстановлении и благоустройстве памятных мест. Участие в таких мероприятиях помогает учащимся почувствовать себя полезными для общества и страны в целом, внести посильный вклад в благоустройство малой Родины, страны. В Толковом словаре Ушакова слову «патриот» даётся следующее определение: «патрио́т» - человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. [9]. Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение «патриотизма»: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма». [3]
Реализация проекта «Патриотизм – основа нации» призвана создать целостную и эффективную систему гражданско-патриотического воспитания, вовлекая в этот процесс всех участников образовательного процесса учреждения образования, включая учащихся, их родителей и законных представителей, педагогический коллектив и представителей общественных организаций. Важно помнить, что гражданско-патриотическое воспитание не только формирует глубокие чувства принадлежности к Родине, но и развивает навыки межличностного взаимодействия, способствует укреплению дружбы и взаимопонимания между людьми различных культур и национальностей. Это способствует созданию гармоничного общества, где каждый человек уважает и ценит других, а также стремится к сотрудничеству и совместной работе над общими целями и задачами.
Из этого следует, что патриотическое воспитание играет одну из важнейших ролей в формировании гражданской идентичности, укреплении национального самосознания и сохранения культурного достояния. Поддерживая и развивая эти ценности, мы строим будущее нации, основанное на уважении к истории, культуре и традициям нашего народа. Это основа для созидания гармоничного общества, где каждый человек осознает свою ответственность за будущее своей страны и стремится к ее процветанию и благополучию. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [7]
Для реализации этих целей в рамках проекта «Патриотизм – основа нации» предусмотрена многогранная деятельность, охватывающая различные сферы жизни подрастающего поколения. Важным направлением является организация волонтёрской и общественно полезной деятельности учащихся. Участие в социальных проектах, благотворительных акциях и мероприятиях, направленных на помощь нуждающимся, одиноко проживающим гражданам, ветеранам Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам, ветеранам педагогического труда, что позволит учащимся на практике реализовывать принципы гражданской ответственности и патриотизма.
В деятельности объединения по интересам учащиеся могут развивать свои лидерские качества, заниматься спортивной, туристической и краеведческой деятельностью, и принимать активное участие в общественной жизни учреждения образования, района.
Также проект предусматривает активное использование современных информационно-коммуникативных технологий, включая создание и развитие Интернет-ресурсов (сайта, отдельных рубрик). Таким образом, проект представляет собой комплексную и системную образовательную модель, направленную на формирование у подрастающего поколения ценностей патриотизма, гражданственности и социальной ответственности.
Одним из важных аспектов патриотического воспитания является установление понимания ценности Родины. В процессе своего становления, учащиеся постепенно осознают свою принадлежность к классу, учреждению образования, обществу и народу, своей Родине. Таким образом, овладение патриотическими чувствами является постепенным процессом, приводящим к осознанию себя гражданином страны, что способствует укреплению государства и созиданию благоприятных условий для развития общества.
В 2024 году исполняется 80 лет со дня полного освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков, а в 2025 году – 80-летие победы в Великой Отечественной войне. Реализация настоящего проекта запланирована в годы этих знаменательных для нашей страны, и для мира в целом, событий.
Как автор проекта «Патриотизм – основа нации» я уверен, что при осуществлении данного проекта у учащихся сформируется понимание и осознанность глубоких гражданско-патриотических качеств: любовь к Родине, гордости за свой народ, его историко-культурное наследие, традиции и достижения, исторической памяти, сформируются основы национального самосознания. Воспитывая настоящих патриотов, мы можем быть уверены в стабильном и успешном будущем нашей страны, где каждый человек будет стремиться к достижению общего блага и процветания.
Цель проекта: формирование у учащихся основ патриотизма, любви и уважения к своей стране, Отечеству, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся и педагогов в активную деятельность по патриотическому воспитанию, сохранение исторической памяти и наследия малой Родины, формирование социально-активной личности гражданина.
Задачи:
- обеспечение условий, необходимых для реализации данного проекта (информационных, кадровых, организационно-управленческих, материально-технических и др.);
- воспитание чувства любви и гордости за свою страну, готовности к служению Отечеству, его защите, глубокого уважения и почитания
государственных символов Республики Беларусь;
- сохранение и передача традиционных ценностей белорусского общества;
- изучение героического прошлого нашей страны;
- формирование активных и ответственных граждан, готовых вносить свой вклад в развитие и процветание Беларуси;
- развитие добровольческих инициатив, направленных на формирование бескорыстного служения своей стране, укрепление
гражданственности, сохранение исторической памяти.
Сроки реализации проекта: проект реализуется с сентября 2024 года по май 2025 года.
Название этапа |
Цели и задачи |
I этап Подготовительный (предпроектный) С 1 августа по 1сентября 2024
|
Цель: анализ состояния воспитательного процесса в учреждении образования, планирование, согласование планов, изучение потребностей и запросов учащихся. Задачи: 1.Изучение нормативно-правовой, методической базы, актуального педагогического опыта по патриотическому воспитанию; 2. Обсуждение и разработка проекта по гражданско-патриотическому воспитанию; 3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта; 4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта. |
II этап Практический (деятельностный) 1 сентября 2024 по 31 мая 2025
|
Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию, координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля их реализации. Задачи: 1. Отработать наиболее эффективные формы, методы и принципы воспитательного воздействия; 2. Разнообразить содержание патриотического воспитания; 3. Составить методические рекомендации по патриотическому воспитанию; 4. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры и социумом. 5.Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. |
III этап Итоговый (рефлексивно-оценочный) Июнь-август 2025 |
Цель: анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа. Задачи: 1. Обобщить результатов работы. 2. Изучение мнения учащихся, законных представителей. 3. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта. 4. Спланировать работу на следующий период. |
Ожидаемые результаты
При реализации проекта «Патриотизм – основа нации» прогнозируется создание среды в воспитательном пространстве, которая содействует:
- формированию ценностей и нравственности у подрастающего поколения, в том числе на основе истории Беларуси и традициях белорусского народа;
- созданию воспитательного пространства, где молодёжь сможет учиться делать нравственный выбор в различных жизненных ситуациях, необходимый для сохранения национального, духовного наследия и культурного достояния;
- обобщению и обмену опытом, который является ценным инструментом для обогащения методик и подходов в воспитательном процессе. Такой обмен может существенно снизить уровень правонарушений среди молодежи и повысить эффективность воспитания;
- формированию у молодёжи мотивации к сохранению и приумножению национального наследия, а также сохранению историко-культурного наследия нашей страны. Это поможет им осознать ценность своей культуры и традиций, что в свою очередь способствует развитию гражданской ответственности и патриотизма.
Для обновления содержания воспитательного процесса в школах необходимо оптимизировать формы и методы работы. Важно создать интерактивные занятия и мероприятия, вовлекающие учащихся в дискуссии и проектную деятельность, а также организовать внеклассные мероприятия, направленные на формирование гражданских ценностей.
Механизм реализации проекта
Основные принципы организации патриотического воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства подразумевает, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на уважение и признание. Взаимодействуя вместе, они создают общее дело и достигают поставленных целей.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Стоит учитывать психофизические закономерности развития учащихся, личностно-ориентированный подход к воспитанию.
Принцип развития также играет важную роль в системе воспитания. Он предполагает, что воспитательный процесс должен пройти через несколько ступеней: зарождение, становление и укрепление (устойчивость). Важно понимать, что воспитание – это динамичный процесс, который должен адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и потребностям молодежи.
Основные направления патриотического проекта
В основе патриотического проекта лежат фундаментальные принципы, направленные на воспитание высоких морально-нравственных качеств. Рассмотрим основные направления такого рода проектов:
Гражданско-патриотическое направление
Основная задача этого направления - формирование у подрастающего поколения осознанного отношения к гражданскому долгу и готовности служить своему народу. Реализация данного направления предполагает следующие мероприятия:
* воспитание уважения к Конституции и законам государства;
* развитие чувства ответственности и сопричастности за судьбу Родины;
* проведение патриотических акций, конкурсов и викторин.
Историко-краеведческое направление
Это направление формирует у учащихся гордость за свою историческую родину и уважение к традициям предков. Мероприятия в рамках этого направления включают:
* изучение истории родного края, его культуры и традиций;
* организация экскурсий по памятным и знаковым местам;
* проведение тематических мероприятий, акций и др.
Героико-патриотическое направление
Данное направление призвано знакомить учащихся с историческими и знаменательными датами в истории государства и воспитывать чувство гордости к героическому прошлому предков. Реализуется через:
* изучение подвигов героев Великой Отечественной войны и других исторических событий;
* организацию посещений музеев и выставок военной тематики;
* проведение уроков мужества, часов памяти, патриотических мероприятий, митингов и др.
Духовно-нравственное направление
Это направление развивает у учащихся понимание и осознание высоких нравственных ценностей, которые служат ориентирами в повседневной жизни. Ключевыми мероприятиями этого направления являются:
* Нравственное воспитание на основе традиционных духовно-нравственных ценностей;
* Формирование толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповеданий;
* Содействие развитию нравственной культуры личности.
Мероприятия по реализации проекта
в деятельности объединений по интересам
№ |
Мероприятие |
Категория участников |
Ответственные |
1. |
Литературная гостиная «Нам этого никогда не забыть» |
5-9 кл. |
Классные руководители, педагоги д/о |
2. |
Час памяти «Маленькие герои большой войны» |
5-7 кл. |
Библиотека |
3. |
Благоустройство памятных мест, воинских захоронений времён ВОв микрорайона «Мы помним…» |
5-11 кл. |
Классные руководители, педагоги д/о |
4. |
Урок мужества «Партизанскими тропами» |
7-9 кл. |
Классные руководители, педагоги д/о |
5. |
Акция «Память поколений» (наведение порядка, озеленение на территории памятников) |
5-11 кл. |
Классные руководители, педагоги д/о |
6. |
Выставка рисунков «Сердцу родной уголок» |
1-11 кл. |
Классные руководители, педагоги ДО |
7. |
Посещение малолетних узников Великой Отечественной войны (запись воспоминаний «Живые голоса») |
5-11 кл. |
Классные руководители, педагоги д/о |
8. |
Организация экскурсий: м/к «Хатынь», м/к Курган Славы, м/к «Детям – жертвам ВОВ», м/к «Тростенец», м/к «Буйничское поле», «Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны», «Музей подвига советских военнопленных», «Музей истории Вооруженных Сил Республики Беларусь» |
5-11 кл. |
Зам. директора по основной деятельности, педагоги д/о |
9. |
Дни открытых дверей в воинских частях, ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь», Военная Академия Республики Беларусь |
9-11 кл. |
Зам. директора по основной деятельности, педагоги д/о |
10. |
Общешкольный фоточеллендж «Дорогами той войны», видеочеллендж «В памяти останусь навечно» |
5-11 кл. |
Классные руководители, педагоги д/о |
11. |
Комплексное мероприятие «Во славу Отечества!» |
5-11 кл. |
педагоги д/о |
12. |
Виртуальная экскурсия «Будем помнить вечно…» |
5-11 кл. |
педагоги д/о |
13. |
Выставка творческих работ учащихся «Жизнь дана, чтобы жить, творить и любить» |
5-11 кл. |
педагоги д/о |
14. |
Патриотическая игра «Бастион мужества» |
5-11 кл. |
Классные руководители, педагоги д/о |
15. |
Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, бывшими узниками концлагерей и их родственниками, воинами-интернационалистами, ветеранами педагогического труда |
5-11 кл. |
Зам. директора по основной деятельности, педагоги ДО |
16. |
Педагогический совет по теме «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся в образовательном пространстве школы» |
Пед. коллектив, представители общественных организаций |
Директор, зам. директора по основной деятельности |
17. |
Участие в республиканских, областных и районных патриотических акциях и мероприятиях, в т.ч. приуроченных к знаковым и памятным датам в истории нашей страны |
1-11 кл. |
Зам. директора по основной деятельности, педагоги д/о, классные руководители, законные представители, общественность |
Научная новизна проекта
Научная новизна проекта заключается в следующем:
- создание комплексной модели, включающей цели, задачи, содержание, формы, методы и средства воспитательной работы;
- разработка и внедрение интерактивных, игровых, творческих педагогических и коллективных практик в систему патриотического воспитания;
- организация взаимодействия с законными представителями учащихся, заинтересованными учреждениями в вопросах патриотического воспитания подрастающего поколения;
- определение объективных показателей оценки успешности по реализации воспитательных мероприятий;
- анализ, обобщение и эффективное использование существующего опыта, теоретических основ по патриотическому воспитанию.
Актуальность проекта
Реализация предлагаемого проекта позволит повысить эффективность, качество и результативность системы патриотического воспитания в учреждении образования, формируя у учащихся:
* чувство гражданской принадлежности, ответственности и гордости за свою страну;
* знакомство, понимание исторического прошлого и настоящего Республики Беларусь;
* уважение к национальным традициям и ценностям;
* готовности сознательно и активно выполнять гражданские обязанности, к служению и защите Отечества.
Теоретическая и практическая значимость проекта по патриотическому воспитанию
Теоретическая значимость
* Обоснование основных тенденций развития патриотического воспитания учащихся, которые могут служить ориентиром для создания аналогичных проектов;
* Подбор и определение основных принципов, сущности, форм и методов патриотической работы. Систематизированные принципы позволяют обеспечить эффективность и результативность патриотического воспитания.
* Создание методической и нормативно-правовой базы, основанной на уже имеющемся опыте воспитательной работы патриотической направленности.
Разработанный проект по патриотическому воспитанию имеет высокую теоретическую значимость, так как:
* Теоретическое обоснование является основой для разработки эффективных практических инструментов воспитательной работы;
* Теоретические выводы проекта могут служить отправной точкой для дальнейших исследований и разработок в этой сфере педагогики и воспитательной работы;
* Теоретические знания о принципах, формах и методах военно-патриотической работы могут быть необходимы для повышения квалификации педагогов.
Практическая значимость
* Результаты проекта могут использоваться в качестве основы для разработки программ и мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся;
* Разработанные материалы и методические рекомендации могут быть использованы педагогами дополнительного образования, учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками для повышения эффективности патриотического воспитания;
* Формирование информационной составляющей патриотического воспитания с целью обеспечения учащихся достоверной и объективной информацией об истории, традициях, культуре и достижениях страны.
Это предполагает:
* использование мультимедийных учебных пособий, интерактивных карт;
* привлечение к образовательному процессу специалистов по истории, военному делу;
* организацию экскурсий по историческим, памятным местам, местам боевой и воинской славы, воинские части и др.;
* проведение тематических мероприятий, акций, конкурсов и викторин.
Критерии оценки эффективности
Для оценки эффективности патриотического воспитания предлагаются следующие критерии:
* уровень знаний об истории, культуре и традициях своей страны;
* отношение к историческим событиям и героям прошлого;
* сформированные у учащихся представления о ценности патриотизма;
* участие в патриотических мероприятиях и акциях;
* готовность защищать свою страну и национальные интересы;
* заинтересованность, позитивное отношение учащихся к вооруженным силам Республики Беларусь;
* распространение педагогического опыта;
* рост уровня педагогической компетенции в вопросах патриотического воспитания педагогического коллектива.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе / А. Быков // Воспитание школьников. – М.: Издательство: Школа-Пресс, 2006. - № 6
- Игнатьева Е.Е. Духовно-нравственное воспитание учащихся в сфере дополнительного образования / Е.Е.Игнатьева// Авт.- сост. В.П.Сергеева, Н.В.Чернышева, H.H. Рудь, А.А.Белов. - М.:МГПИ, АПКиППРО, 2011. – 438
- Кабуш В.Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. – Мн.: Национальный институт образования, 2012. – 184
- Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников/ Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев/ Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 64
- Катович Н.К. Диагностика воспитания в школе: пособие для руководителей общеобразовательных учреждений, классных руководителей, воспитателей / Н.К. Катович / – Мн.: Национальный институт образования, 2008. – 210
- Нечаев М.П. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев / Воспитание школьников. – 2010. – № 7
- Педагогический энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://slovar.cc/enc/ped/2137830.html. – Дата доступа: 06.03.2024.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2 – 816
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы. Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://adu.by/images/2023/vosp/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf – Дата доступа: 13.03.2024.
- Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=44981. – Дата доступа: 09.03.2024.