Версия для слабовидящих

Учителю-предметнику


В помощь учителю. Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год

(Национальный образовательный портал) 


ПРОХОЖДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ НА ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

Концепция, стандарты

Нормы оценки по учебным предметам

Методические рекомендации, указания

Инструктивно-методические письма

Образовательные стандарты общего среднего образования

Дополнительное образование детей и молодежи


 

Учителю начальных классов

Оганизация самостоятельной работы на уроке

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Интернет-ресурсы в помощь учителю химии

http://him.1september.ru/ Электронная версия журнала "Химия"

http://hemi.wallst.ru/ Химия. Образовательный сайт для школьников

http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ Интерактивный электронный учебник для средней школы. В полном объеме представлен школьный курс органической химии

 


Учителю белорусского языка и литературы

Карысныя сайты i блогi

1. Вiртуальны кабiнет беларускай мовы i лiтаратуры

2. Знiчка - творы па-беларуску

3. Вершы беларускiх паэтаў. Нацыянальны паэтычны партал

Пералік вучэбных дапаможнікаў для падрыхтоўкі да тэсціравання па беларускай мове

1.​ Малажай Г.М. Беларуская мова: Дапаможнік для падрыхтоўкі да абавязковага цэнтралізаванага тэсціравання. – Мн.: Аверсэв, 2004.

2.​ Малажай Г.М. Цэнтралізаванае тэсціраванне: беларуская мова: Тэсты (прыкладныя варыянты) з адказамі. – Мн.: Аверсэв, 2004.

3.​ Тэсты: Беларуская мова: Матэрыялы для падрыхтоўкі да цэнтралізаванага тэсціравання / УА Рэспубліканскі інстытут кантролю ведаў. – Мазыр: ТАА “Белы Вецер”, 2003.

4.​ Цыбульская С.І. Беларуская мова: Вучэбна-трэніровачныя тэсты для падрыхтоўкі да тэсціравання і экзамену. – Мн.: ТетраСистемс, 2005.

5.​ Цыбульская С.І. Беларуская мова: Інтэнсіўны курс падрыхтоўкі да тэсціравання і экзамену. – Мн.: ТетраСистемс, 2004.

6.​ Цыбульская С.І. Беларуская мова: 10 – 11-ы класы: Тэсты – 2-е выданне, выпраўленае і дапрацаванае. – Мн.: Сэр-Віт, 2004.

7.​ Цэнтралізаванае тэсціраванне: Беларуская мова: Зборнік тэстаў / Рэспубліканскі інстытут кантролю ведаў. – Мн.: ПУП “Изд-во Юнипресс”, 2005.

8.​ Валочка, Г.М., Лаўрэль, Я.М., Язерская, С.А., Беларуская мова: дапаможнік для падрыхтоўкі да цэнтралізаванага тэсціравання / Г.М. Валочка, Я.М Лаўрэль, С.А.Язерская. – Мінск, “Новое знание”, 2010. – 706 с.

9.​ Клундук, С.С., Якубук, Н.Р. Беларуская мова: усе складаныя тэмы: тэорыя і практыкаванні / Мінск, “Аверсэв”, 2010. – 156 с.112 с.

10.​ Цэнтралізаванае тэсціраванне. Беларуская мова: аналіз памылак:Аналіз памылак ЦТ 2011 года. Каментарыі да адказаў. Методыка разліку тэставага бала. Трэніровачныя заданні / Рэсп.ін-т кантролю ведаў М-ва адукацыі Рэсп.Беларусь.- Мінск: Аверсэв, 2012, -156 с.


Учителю русского языка и литературы

Интернет-ресурсы в помощь учителю русского языка и литературы

http://www.rubricon.com/      Полные электронные версии энциклопедий, словарей

http://www.slovari.ru/           Русские словари

 http://www.rulex.ru/             Русский биографический словарь

http://www.allbest.ru/union       Online–библиотека. Тысячи текстов, ежедневное обновление; универсальная энциклопедия

http://www.lib.com.ua              Большая электронная библиотека. Море книг в электронном виде на любые темы

http://www.rvb.ru/                Русская виртуальная библиотека


Учителю физики и астрономии

Организация факультативных занятий

Педмастерская

Профильное обучение

Интернет-ресурсы впомощь учителю физики и астрономии

http://www.afportal.ru/ Астро-физический портал

www.alhimik.ru/great/great1.html  Великие физики. Краткие очерки, посвященные жизни и деятельности; Авогадро · Ампера · Араго · Беккереля · Бойля · Бора · Борна · Ван-ден-Брука

www.web-physics.ru/moodle/ Web-курсы по физике  Новый полукомерческий сайт Web-курсы по физике и курс № 1 для свободного доступа (только надо зарегистрироваться):"Подготовка к ЦТ. Тесты".

www.testirovanie.com  Поможет абитуриенту в подготовке к ЦТ

Информационные и компьютерные технологии


Учителю истории и обществоведения

Интернет-ресурсы в помощь учителю истории

http://historyatlas.narod.ru/                        Всемирная история

http://www.istorya.ru/                                История России, всемирная история

Зборнiк помнiкаў зямлi беларускай

История Беларуси IX-XVIII вв. Первоисточники

Города Беларуси


Учителю географии

Интернет-ресурсы в помощь учителю географии

http://geo.1september.ru/  География

http://geoman.ru/  Энциклопедия географии

http://www.geo2000.nm.ru/index1.htm  Все страны мира

http://www.rgo.ru/ Русское географическое общество

http://www.garshin.ru/travel/maps.html  Картографические ресурсы


Учителю математики

Учебно-методическое обеспечение преподавания предмета "Математика"

 

Готовимся к олимпиадам

Педмастерская

Профильное обучение 

Интернет-ресурсы в помощь учителю математики

http://comp-science.narod.ru/ Олимпиады по информатике; материалы по математике и информатике, задачи, контрольные работы, ссылки, методическая копилка

http://www.bymath.net/ Вся элементарная математика

http://methmath.chat.ru Методика преподавания математики

Авторами этого сайта являются учителя математики, имеющие большой опыт преподавательской и методической работы. Помещены интересные материалы по методике преподавания математики, обсуждаются наболевшие вопросы преподавания математики в средней школе.

http://www.zaba.ru Математические олимпиады и олимпиадные задачи. Информация об олимпиадах, другая актуальная информация.


Физическая культура


Схема самоанализа урока

Характеристика класса:

1.      Групповая дифференциация;

2.      Уровень сформированности мыслительных операций;

3.      Группа детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке;

4.      Одаренные и способные дети, их потребности в процессе учения.

Тема и задачи урока:

1.      Тема урока (полная формулировка);

2.      Задачи образовательные (подробно);

3.      Задачи развивающие (уделить особое внимание);

4.      Задачи воспитательные.

Обзор урока:

1.      Подробная характеристика всех этапов урока;

2.      Подход к подбору содержания материала для каждого этого этапа (с учетом уровня развития операций у детей);

3.      Структура урока с учетом особенностей восприятия;

4.      Использованные приемы и методы обучения, их эффективность;

5.      Характеристика уровня сложности конкретных заданий;

6.       Формы работы на уроке, их эффективность; оборудование урока, его назначение;

7.      Психологические подходы на конкретных этапах урока к конкретным учащимся;

8.      Уровень активности, внимания и работоспособности класса и отдельных учеников на каждом этапе урока; способы их поддержки;

9.      Характеристика индивидуальных и дифференцированных форм работы и их целевое использование на уроке;

10.  Оценка уровня знаний учащихся;

11.  Пути устранения перегрузки на уроке.

Подведение итогов:

1.      Как решены поставленные задачи;

2.      Недостатки в организации урока;

3.      Оценка деятельности учащихся;

4.      Психолого - педагогический контакт с классом;

5.      Эффективность урока.

свернуть

Структурные элементы урока

Организационный этап

1. Дидактическая задача этапа
Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока

2. Содержание этапа
Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности

3. Условия достижения положительных результатов
Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся

5. Требования к реализации дидактической задачи урока
Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность

6. Способы активизации на уроке
Запись на доске цели урока. Сообщение консультантов о готовности класса

7. Ошибки, допускаемые при реализации
Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность

Этап всесторонней проверки домашнего задания

1. Дидактическая задача этапа
Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствую при этом ЗУН

2. Содержание этапа
Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочеты

3. Условия достижения положительных результатов
Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся классов

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом

5. Требования к реализации дидактической задачи урока
Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий

6. Способы активизации на уроке
Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся

7. Ошибки, допускаемые при реализации
Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий

Этап всесторонней проверки ЗУН

1. Дидактическая задача этапа
Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся 1-4-х классов, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования

2. Содержание этапа
Проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценка ЗУН

3. Условия достижения положительных результатов
Использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки глубины, прочности и осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихъся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся

5. Требования к реализации дидактической задачи урока
Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа

6. Способы активизации на уроке
Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

1. Дидактическая задача этапа
Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся

2. Содержание этапа
Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала ; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы

3. Условия достижения положительных результатов
Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане ; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимися цели на различных уроках

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)

Этап усвоения новых знаний

1. Дидактическая задача этапа
Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а также правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН

2. Содержание этапа
Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися

3. Условия достижения положительных результатов
Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся.Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализ, сравнения, абстрагирования, обобщения конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения

5. Требования к реализации дидактической задачи урока
Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала

6. Способы активизации на уроке
Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности

7. Ошибки, допускаемые при реализации
Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения.

Этап проверки понимания учащимися нового материала

1. Дидактическая задача этапа
Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы

2. Содержание этапа
Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий

3. Условия достижения положительных результатов
Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учет дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи – уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников.

свернуть

Самоанализ учебного занятия

1. На основании чего были поставлены цели и определен тип учебного занятия?

2. В чем проявлялась на учебном занятии авторская педагогическая идея?

3. Как учитывались психолого-педагогические особенности класса при реализации запланированного учебного занятия?

4. Насколько реализовано содержание учебного занятия? Удалось ли предвидеть возможные варианты изменения содержания на учебном занятии?

5. В каких ситуациях пришлось изменить запланированные методы и формы преподавания и почему?

6. Как осуществлялся индивидуально-дифференцированный подход?

7. Насколько отобранные средства способствовали эффективности учебного занятия? Были ли использованы дополнительные, не запланированные заранее средства?

8. Насколько адекватно Вам удалось оценить результаты деятельности учащихся на учебном занятии?

9. Как Вы оцениваете степень достижения целей (решения задач) учебного занятия?

10. Как Вам удалось использовать непредвиденные ситуации для повышения эффективности обучения?

11. Какие ситуации, на Ваш взгляд, не получили должного решения?

12. Какие выводы для совершенствования дальнейшей педагогической деятельности возможно сделать на основе проведенного учебного занятия?

свернуть

Памятка молодому специалисту


Во избежание ошибок начинающие учителя должны обращать внимание на:

  1. Постановку голоса. Необходимо сразу же уточнить хорошо ли учителя слышно.
  2. Темп урока. Манера общения должна быть непринужденная, избегать употребления слов-паразитов, целых повторяющихся фраз.
  3. Внешний вид учителя должен быть всегда опрятным, подтянутым, аккуратным.
  4. Знание индивидуальных особенностей учащихся. Заучить имена учащихся и поскорее.
  5. Профессиональную этику. Нельзя допускать фамильярности, избегать заигрывания ради дешевого авторитета.
  6. Дисциплину в классе.

Рекомендации по поддержанию дисциплины

  • Придерживаться твердых правил и требований.
  • Придя в класс изложить свои требования.
  • Однажды обсудив эту тему с учениками, учитель обязан настаивать на выполнение установленных им норм и правил. Любое отступление от этого правила влечет за собой отрицательные последствия для педагогического процесса.
  • Принимая от ученика неряшливо выполненную работу, учитель поощряет дальнейшую нерадивость.
  • Сделать вид, что не замечаешь как двое учеников, не стесняясь, разговаривают на уроке, значит дать повод другим последовать их примеру.
  • Учитель также должен предупредить о мерах, которые будут приняты.
  • Нужно избегать неоправданной снисходительности и «жесткого» стиля.

    Общие ошибки

    Отсутствие единой педагогической позиции в коллективе учителей

    Каждый учитель представляет свою позицию педагога: стиль общения, методы воздействия на учащихся, взгляды на политику искусство, отношение к людям, миру, материальным и духовным ценностям. Индивидуальности людей настолько разнообразны, что в коллективе учителей подчас не отработана единая педагогическая позиция, которая бы объединила людей в представлениях о цели и задачах не только учебного, но и воспитательного процесса

    Результат-следствие: Возникают противоречия в подходе к детям в методах воспитания в формировании нравственных ценностей. Недооценка некоторыми педагогами гуманистических ценностей общества субъективное их представление вносит искажения в воспитательный процесс приводит к скрытым конфликтам среди учителей. Дети включаются как в педагогические, так и в непедагогические ситуации (обсуждения раздражения иронии различных требований и противоречивого отношения к миру).

    Причины: Недоработка администрации в подборе кадров по принципу гуманистических ценностей, а не только в методическом аспекте. Отсутствие на педсоветах рефлексии принципов воспитательного воздействия акцент на учебно-методический аспект, что приводит к разрыву системы учебно-воспитательного процесса.

    Отсутствие единых требований педагогов

    Нет договоренности между педагогами: наличие дневников на парте; форма допуска при опоздании; обязательность записи домашних заданий; высказывания, сидя с места или стоя; требования к орг. моменту; права ребенка на перемену; о произвольности пересадки учащихся; о субординации в разговоре с учителем; выполнение требования по первой просьбе; приветствие учителя, стоя; о чистоте рабочего места;

    Результат-следствие: Приспособление детей к различным требованиям ложь несобранность упрямство неподчинение. Не воспитываются навыки определенных действий, стиля общения с учителем. Снижается социализация детей. Теряется много времени на организацию процесса. Провоцируются конфликтные ситуации. Возникает «групповой эгоизм»учащихся как защита от преодоления трудностей. Не формируется дисциплинированность как черта характера.

    Причины: Отсутствие системы учебно-воспитательного процесса. Недооценка администрацией отработки навыков у пед.коллектива по предъявлению единых требований ко всем учащимся каждым педагогом. Нет отслеживания воспитательного аспекта в процессе обучения. Понимание демократизации обучения как анархии.

    Отсталость форм и методов воспитания

    Излишняя регламентация навязчивые назидания мелочная опека морализирование. Частое употребление требований подчеркивание авторитетности учителя императивное требование уважения.

    Результат-следствие: игнорирование замечаний, советов и требований учителя. Возникновение смыслового барьера, раздражительность в общении. Формальное отношение к делу.

    Причины: консерватизм учителя, снижение рефлексии, амбициозностьотсутствие творческого роста. Императивное (открытое) воспитание в форме воздействия. Представление учащегося объектом воспитания, недооценка его субъектности. Авторитарный стиль.

    Не формируется школьная мотивация

    Учебная деятельность предполагает цель, которая формируется внутренними мотивами. Побуждать к учению - главная задача педагога, связанная с удовлетворением познавательного интереса. Мотивы формируются косвенно, учитывая возрастные особенности детей.

    Результат-следствие: Теряется мотив на общение с учителем, с одноклассниками.

    Нет устойчивого мотива на познание мира через школьный предмет. Отсутствует мотив достижения и преодоления школьных трудностей. Непонимание мотива развития и совершенствования в школьный период детства. Слабо развит мотив «позиции школьника». Стихийно формируются мотивы пойти работать, покинуть школу. Утилитарные мотивы - быстрее получить аттестат. Учить предмет, если нравиться учитель. Учиться, чтобы избежать наказаний, упреков, скандалов. Учится, чтобы купили вещь.

    Причины: педагогическая некомпетентность. Консерватизм учителя, недооценка психологии в обучении детей. Неумение формировать мотивы, не владение педагогическими технологиями, методами.

    Злоупотребление методами фронтальной работы

    Опрос 1-2 учеников. Остальные учащиеся списывают с доски, не включаясь в мыслительную деятельность. Формальная видимость учебного процесса.

    Результат-следствие: Активность учащихся внешняя, механическая. Восприятие снижено, теряется школьная мотивация. Состояние лени, ложь, инертность - внешний показатель поведения. Несистематичное выполнение домашних заданий. Потеря познавательного интереса к предмету, нарушение дисциплины.

    Причины: Бедность форм и методов преподавания. Консерватизм учителя, отсутствие творческого начала. Формальный подход к работе. Стереотипное традиционное обучение авторитарного стиля.

    Перегрузка однообразными видами деятельности в процессе обучения.

    На каждом уроке вид самостоятельных работ. Несколько контрольных работ в один день. Выслушивание информации в течение многих уроков. Длительная деятельность, рассчитанная на память. Злоупотребление письменными работами по всем предметам в один день.

    Результат-следствие: снижение восприятия учащихся, появление, раздражительности, психическая и физическая утомляемость, снижение мотивации учения, дезорганизация дисциплины. Ослабление здоровья учащихся.

    Причины: Репродуктивность преподавания. Несогласованность учебного процесса. Психологическая некомпетентность. Равнодушие к профессиональной деятельности. Формальный подход в обучении. Бедность методов и форм преподавания.

    Авторитарный стиль общения и преподавания.

    Злоупотребление авторитарными методами воздействия на личность учащегося. Превышение меры в методах воздействия. Жесткое подчинение требованиям. Функциональный подход: «я - учитель, ты - только ученик, не более».

    Результат-следствие: Подавляется инициатива, активность, творческое начало. Манипулирование учащимися. Отсутствие эмпатии и личностного подхода. Тормозится развитие многих функций ребенка. Жесткая дифференциация на «способных» и «бездарных». Обучение более «легкого» контингента. Воспитание репродуктивной личности.

    Причины: следствие тоталитарной системы в государстве и школе. Снижение эмпатии, отсутствие творческого начала. Консерватизм, амбициозность, застревание в роли лидера. Волевое подавляющее начало. Жажда власти. Снижение духовного потенциала. Комплексы. Завышенная самооценка.

    Снижение познавательного интереса у учащихся. Подавление инициативы и любознательности.

    «Будешь много знать - скоро состаришься»;«Не задавай глупых вопросов»;«Не спрашивай, лучше слушай на уроке»; «Хватит умничать, слишком много знаешь».

    Результат-следствие: Состояние  лени у учащихся. Снижение школьной мотивации. Скованность речи в ответах. Грубость по отношению к учителю. Сублимация познавательной деятельности в другой сфере.

    Причины: Психолого-педагогическая некомпетентность. Формальный подход в обучении. Сниженная рефлексия.

    Неумение регулировать межличностные отношения учащихся.

    Учитель считает, что не обязан руководить контактами учащихся, учить их педагогические отношения на основе гуманистических ценностей. Конфликты, возникающие среди школьников, списываются на их черты характера или родителей. В учебно-воспитательном процессе преобладает 1-й компонент.

    Результат-следствие: стихийно строятся  межличностные контакты, и формируется отношение к однокласснику, людям, миру. Воспитательный процесс не контролируется, педагогические ситуации выходят из-под контроля. Учитель начинает бороться со следствиями, не понимая настоящей причины раздражительности, агрессии, тревожности и пассивности детей. Снижается успеваемость в учебе, падает уровень культуры у учащихся.

    Причины: психолого-педагогическая некомпетентность. Недооценка сферы общения как средства социализации учащихся. Формальный и функциональный подход к педагогической деятельности. Незнание методов педагогического взаимодействия, связанных с формированием отношений. Недооценка чувственно-эмоциональной сферы личности школьника. Игнорирование невключенности подростков в отношения со сверстниками. Не владение научными методами отслеживания межличностных связей в классном социуме. Неумение строить межличностные отношения с коллегами.

    Объективация учащегося:

    Подавление активности учащихся, их творческого начала. Нет нацеленности развивать сознание учащихся (акцент на развитие памяти, интеллекта, способностей). Не создается ситуация свободы выбора.

    Результат-следствие: Появление пассивности, лени. Отсутствие ответственности. Репродуктивное заучивание материала. Потеря школьной мотивации. Нарушение самоорганизации, самоконтроля, самоанализа. Снижение рефлексии учащихся. Безоговорочное подчинение взрослому, боязнь высказать свое мнение или наоборот – оппозиция к миру взрослых. Торможение социальной зрелости. Активность в деятельности механическая, внешняя.

    Причины: Авторитарный стиль обучения. Четкая система наказаний как средства управления массой учащихся. Непонимание учителем последствий деформаций для общества. Стереотипы бывшей тоталитарной системы. Боязнь ситуаций «свободы выбора» или ощущения ее, страх критики и свободы мысли.

    Частные ошибки учебно-воспитательного процесса

    Отсутствие психологической защиты и поддержки со стороны учителя

    Не создаются условия «ситуации успеха». Отсутствует положительное стимулирование поведения, преобладают репрессивные или запретительные меры. Присутствует отрицательный педагогический прогноз. Все недостатки ребенка доводятся до сведения родителей. Учитель не является референтным (доверительным) человеком.

    Результат-следствие: Возникает тревожность и напряжение учащегося. Действует механизм привыкания, чувство вины, педагогические репрессии действуют с затухающей силой. Возникает сопротивляемость педагогическим воздействиям. Может возникнуть ложь, отказ от труда, дезорганизация дисциплины на уроке, сквернословие и т.д. теряется школьная мотивация.

    Причины: Функциональный подход учителя в работе. Недооценка психолого-педагогического аспекта, зацикливание на дидактических целях. Снижение эмпатийности  учителя, неумение находить личностный подход.

    Субъективное выставление отметок

    Отсутствует краткое комментирование отметки. Учащиеся не знают критериев отметки, нет анализа отметки со стороны учащихся.

    Результат-следствие: Внушение учащимся произвола отметок со стороны учителя, их фатальности. Теряется школьная мотивация учиться, лучше готовиться. Создается ситуация «мнимого успеха» у одних или ситуация «постоянного не успеха» у других.

    Причины: Перенос внешности или способностей ребенка, статуса его родителей на учащегося. Злопамятность характера учителя. Педагогическая некомпетентность.

    Неумение отделять личность от качеств.

    «Ты ленивый, жестокий, безответственный, хулиган, лживый и т.д. «(Необходимо ругать лень, жестокость, безответственность, лживость как отдельные качества, не перенося на личность).

     Результат-следствие: Происходит процесс «оправдания ожиданий».  Личность проектируется как отрицательная. Происходит косвенное внушение. Ребенок начинает выполнять заданную программу (иферно - замкнутый круг). Появление пассивности или агрессии как защиты от стрессора.

     Причины: Психолого-педагогическая некомпетентность. Ригидность учителя, затрудненность в изменении намеченной установки на ребенка. Косность эмоциональных откликов на изменяющийся характер ребенка. Снижение рефлексии.

    Неумение положительно проектировать личность

    «У тебя получается лучше, чем вчера»; «у тебя есть качества, которые ты не подозреваешь»; «твоей выдержке можно позавидовать»; «у тебя есть способности, но ты их еще не проявил».

    Результат-следствие: Дети могут быть неуверенны в себе, бояться преодолевать трудности. Не раскрывается потенциал возможностей. Зажатость, раздражительность, неконструктивное самоутверждение за счет других.

    Причины: Слабая педагогическая подготовка учителя (при хорошей методической ориентации). Авторитарный стиль. Отсутствие взаимопосещения  коллег-предметников.

    Сравнение классов между собой.

    Результат-следствие: Воспитывается элитарность, особенность и высокомерие - у одних, и неуверенность, свертывание способностей - у других. Чувство ущемленности и воспитание неполноценности может вырасти в дезорганизацию уроков, неподчинение требованиям взрослых, отклонению в поведении в массовом количестве (курении, лжи, прогулам, опозданиям, отказам от труда, грубости).

    Причины: Психолого-педагогическая некомпетентность учителя. Самоутверждение педагогов способностями определенных учащихся. Непедагогические методы воздействия на детей.

    Общение с детьми «сверху вниз».

    Результат-следствие: У детей воспитывается чувство вины, неполноценности. Снижается значимость «Я» личности учащегося. Тормозится развитие субъектности, возможности свободно мыслить. Подавляется природная активность.

    Причины: Авторитарный стиль учителя. Боязнь творчества и инициативы учащихся. Педагогическая некомпетентность. Низкий авторитет учителя. Неудовлетворенность работой.

    Захваливание ребенка.

    Результат-следствие: У ребенка формируется неадекватная самооценка, развиваются качества высокомерия, уникальности от окружающих, болезненное самолюбие. Деформируется концепция «Я». Нарушаются отношения с одноклассниками особенно в подростковом возрасте. Противоречие между желанием и неумением общаться со сверстниками, сужение круга общения. Возникает нежелание преодолевать трудности в учебе, но остается требование повышенного результата.

    Причины: Психолого-педагогическая некомпетентность педагога, перенос статуса родителей в заслуги ребенку. Неучитывание разных условий развития детей в  семьях. Обучение в основном привлекательных и «легких» детей (способных, здоровых) за счет детей «группы риска».

    Громкая эмоциональная речь учителя

    Результат-следствие: Быстрая утомляемость учащихся. Дезорганизация невротизированных детей. Снижение вербального восприятия, усвоения материала. Воспитание аффективного поведения учащихся. Снижение уровня культуры общения. Ухудшение здоровья учащихся (головные боли, желудочно-кишечный тракт). Ощущение учащимися подавления.

    Причины: Невротизация учителя. Уровень культуры общения. Недостаток педагогического мастерства в постановке голоса. Недостаток слуха. Неумение владеть педагогической ситуацией, вниманием детей. Количество трудновоспитуемых детей превышает потолок компетентности учителя.

    Стереотипы (застревание в субъективных представлениях).

    Происходит внушение каждому учащемуся определенной роли, ребенок попадает в стереотип и начинает оправдывать то поведение, которое от него ждут.

    Результат-следствие:  Возникает эмоционально-смысловой барьер с одними учащимися и использование ситуации другими. Оппозиция к учителю, потеря школьной мотивации, немотивированное раздражение, деформация черт характера у тех, кого недооценивают. Дети, которых переоценивают,  попадают в ситуацию «мнимого успеха», не любят преодолевать трудности, привыкают к незаслуженным похвалам.

    Причины: Снижена рефлексия учителя, консерватизм, расширен локус контроля (экстернальность). Неумение или нежелание находить личностный подход к ребенку, застревание на индивидуальном подходе к детям. Формальное отношение к личности учащегося.

    Гиперопека.

    Результат-следствие: Учащиеся инертны, ленивы. Нарушена самоорганизация, самоанализ, контроль. Дети не могут самостоятельно преодолевать трудности. Дома требуют помощи взрослых. Тормозиться и общее умственное и волевое развитие. Снижение школьной мотивации. Торможение субъектности учащегося (активности учащегося, осознаности, свободы выбора).

    Причины: неверие в возможности и силы детей. Неадекватное представление возраста учащихся. Повышенная ответственность только за конечный результат, недооценка самого процесса деятельности как творческого начала. Застревание в роли «опекуна». Слабая педагогическая подготовка учителя.

    Злоупотребление методом упрека.

    Результат-следствие: Снижение самооценки учащегося, ощущение постоянного чувства вины, неуверенности в себе и своих способностях. Снижение  школьной мотивации, состояние лени. Немотивированная раздражительность, чувство угнетения у младших школьников и оппозиция у подростков.

    Причины: Неосознанность «упрека» как метода воздействия на учащихся. Сниженная рефлексия,  педагогическая некомпетентность. Учитель застревает в роли «преследователя».

    Непедагогические ошибки

    Унижение ученика при всем классе.

    Результат-следствие: Снижается самооценка учащегося, внушается никчемность, формируется неуверенность в свои способности. Учитель показывает свою возможность неуважительного отношения к тем, кто зависим (слаб).

    Причины: Авторитарный стиль; снижение рефлексии учителя; низкий уровень культуры.

    Сравнение учащихся между собой.

    Результат-следствие: Воспитывается отчуждение учащихся одного классного социума. Завышается самооценка у одних и снижается у других. Закладывается причина раздражительности и конфликтности учащихся.

    Причины: Непонимание « зон ближайшего развития» учащихся. Не учитываются разные способности и индивидуальность учащегося. Условия в семье, фрустирующие состояния. Формальное отношение в преподавании, функциональный подход (ты ученик - не больше). Психолого-педагогическая некомпетентность.

    Применение метода суггестии (косвенного внушения с отрицательным текстом).

    Результат-следствие: Происходит процесс «оправдания ожиданий». Задается установка на отношение к себе, людям, миру. Формируется самооценка и оценка на объект. Развивает комплекс неполноценности, неуверенности в людях и в себе. Требует длительного перевоспитания.

    Причины: Незнание методов воздействия на личность. Психолого-педагогическая некомпетентность. Авторитарный стиль.

    Снижен уровень культуры общения учителя.

    Результат-следствие: Снижение эмоционально-психологического климата. Возникновение раздражения и агрессии, оппозиции к учителю. Снижается восприятие материала. Снижение мотивации на предмет. Воспитание низкой культуры общения среди учащихся.

    Причины: Профессиональная непригодность. Снижение рефлексии.  Отсутствие духовных качеств. Невротизация или деформация в психике. Неудовлетворенность работой.

    Критичные замечания в адрес другого учителя.

    Результат-следствие: Теряется вера в могущество взрослых. Падает авторитет учителя вообще. Снижается школьная мотивация. Может возникнуть «групповой эгоизм» учащихся,  ложь.

    Причины: Неумение педагогом контролировать свою речь. Амбициозность. Самоутверждение за счет коллег. Низкий уровень культуры.

    Унижение родителей перед детьми.

    Результат-следствие: Раздражение, нежелание воспринимать учителя. Фрустирующие состояния и комплекс неполноценности у детей. Невыполнение домашних заданий у этого учителя, отказ от труда, грубость, дезорганизация дисциплины.

    Причины: Профессиональная непригодность учителя.

    Сброс личного напряжения (фрустрации) на детей

    Результат-следствие: Нервозность детей, зажатость одних и возбуждение других, снижение восприятия, сбивчивые ответы, снижение результата обучения, желание избежать стрессора, конфликты.

    Причины: Неумение регулировать свое психическое состояния, невротизация учителя, стрессовое состояние дома или на работе, замечания учителю перед проведением занятий (отсутствие гигиены обучения в школе).

    Контр перенос (разрушение способности к обучению).

    Отрицательное личностное вхождение в ситуацию ученика, стереотип учителя на ребенка по прошлому опыту, застревание. Злость часто срывается на невиновном  учащемся

    Результат-следствие: Яркое выделение ребенка среди других или в отрицательном или в положительном аспекте. Забывание о присутствии ребенка или излишняя перцепция (зоркость на все его действия). Постоянное откладывание опроса на последнюю очередь (или наоборот). Учащемуся создается возможность задолжать в заданиях. Сплетничание об учащемся и о его родителях. Частое  раздражение и споры с учащимися. Излишняя придирчивость, поиски аргументов обвинения.

    Причины: Постоянная неудовлетворенность учителя чем-то в жизни. Фрустирующие и невротизированные состояния педагога. Нежелание или неумение простить обиду. Излишне повышенная эмпатийность. Непонимание своего психического состояния и характеристик (экстернальность-расширенный локус).

    Невротизация педагога (дидактогения).

    Результат-следствие: Дезорганизация урока, шумное поведение учащихся. Перевозбуждение детей, сниженное восприятие в усвоении, потеря контроля над ситуацией. Подшучивание детей над учителем, провоцирование его на срыв.

    Причины: Отсутствие контроля  своего здоровья, повышенная чувствительность. Слабая методическая подготовка преподавания. Снижение или отсутствие у педагога волевых и суггестивных качеств. Эмоционально-чувствительная бедность. Неустроенность семейного быта, отсутствие полноценного отдыха.

свернуть

Памятка, что должен делать учитель для формирования УУД


Какие действия учителя

позволяют сформировать универсальные учебные действия

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают,  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат  способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается  память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы  усвоить нужные знания и ценностный ряд.

13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.


 

свернуть

Методические рекомендации по освещению политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны с использованием информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела, представленных Генеральной прокуратурой Республики Беларусь


Формирование исторической памяти молодого поколения – одна из важнейших задач, которые сегодня стоят перед системой образования Республики Беларусь. Решение этой задачи неразрывно связано с гражданско-патриотическим воспитанием учащейся молодежи на основе исторических традиций и традиционных ценностей современной белорусской нации. Принятие в 2022 г. Закона Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа» и редакция названия памятной даты 22 июня как Дня всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа актуализировали формирование собственно белорусского образа исторического прошлого в рамках определения концептуальных основ государственной исторической политики и ее реализации. Инновационной характеристикой историко-обществоведческого образования на современном этапе можно считать дидактическое конструирование его содержания с учетом освещения темы геноцида белорусского народа как компонента белорусской национальной концепции исторического прошлого и белорусской модели исторической памяти.

В связи с этим в учреждениях общего среднего образования необходимо провести работу по ознакомлению обучающихся с Законом Республики Беларусь № 146-З от 5 января 2022 г. «О геноциде белорусского народа».

С этой целью необходимо использовать учебные занятия по учебному предмету «История Беларуси» (IX, XI классы), а также внеурочные мероприятия.

Обращаем внимание на то, что в рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Генеральной прокуратурой Республики Беларусь подготовлены информационно-аналитические материалы (Геноцид белорусского народа = Genocide of the Belarusian people: информационно-аналитические материалы и документы / Генеральная прокуратура Республики Беларусь  под общей редакцией А. И. Шведа. – Минск  Беларусь, 2022 – 175 с.). Книга размещена на национальном образовательном портале (https://adu.by/images/2022/08/Genocide-belorusskogo-naroda.pdf).

Необходимо отметить, что актуальными направлениями использования в образовательном процессе информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела о геноциде белорусского народа во время Великой Отечественной войны являются следующие:

концептуально-методологическое, связанное с усвоением учащимися концепта «геноцид белорусского народа» при системном и комплексном изучении учебного предмета «История Беларуси»;

государственно-идеологическое, предполагающее ознакомление с сущностью государственной исторической политики в Республике Беларусь и основными направлениями ее реализации в условиях современных геополитических практик и фальсификаций событий Великой Отечественной войны в процессе информационной гибридной войны, связанных с попытками реабилитации нацизма;

воспитательно-мировоззренческое, ориентированное на формирование у обучающихся коллективной исторической памяти как гражданско-патриотического качества личности в рамках реализации Государственной программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь;

национально-идентификационное, требующее актуализации в осознании современной учащейся молодежи национально-государственных идентификационных маркеров принадлежности как граждан Республики Беларусь к современной белорусской нации, одним из определяющих признаков которой в рамках реализации исторической преемственности является геноцид белорусского народа;

инструментально-дидактическое, которое обеспечивает учебно-методическое сопровождение образовательной деятельности по трансляции тематики геноцида белорусского народа при создании соответствующих учебно-методических комплексов с учетом активизации современных психолого-педагогических средств и информационно-коммуникационных технологий;

историко-мемориальное, актуализирующее проблематику геноцида белорусского народа в предметном содержании школьного исторического образования как фактора консолидации современного белорусского общества при создании собственно белорусского образа Великой Отечественной войны (в контексте Второй мировой войны) в процессе трансляции исторической памяти.

Изучение и использование материалов в образовательном процессе призвано помочь в понимании ключевых проявлений политики геноцида. Знакомство с историей преступлений против человечности должно привести к осознанию своей ответственности как граждан за предотвращение распространения идей нацизма.

Педагогу необходимо учитывать, что материалы отражают самые трагические страницы истории Великой Отечественной войны. Важно понимать, что подробное изучении истории преступлений нацистов и их пособников против мирного населения на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны способствует глубокому пониманию комплексного характера геноцида, что, в свою очередь, способствует пониманию необходимости предотвращения подобных явлений в мире.

Педагогу рекомендуется сосредоточить внимание на различных формах разрушительной политики, проводимой нацистами и их пособниками, и обеспечить дополнение информации о значимости региональной истории, связанной с геноцидом, информацией об основных событиях, датах, местах и существующих памятниках, связанных с геноцидом мирного населения на оккупированной территории Беларуси.

Изучение данной темы требует деликатности и осознания сложного характера вопроса, рекомендуется тщательно подбирать письменные и наглядные материалы.

Значительный вклад в понимание истории преступлений нацистов и их пособников против мирного населения в годы Великой Отечественной войны способны внести свидетельства оставшихся в живых очевидцев. Их можно пригласить или использовать аудио-, видеозаписи их воспоминаний.

В содержании ряда учебных предметов заложен потенциал по формированию у учащихся правильной нравственной и общественно-политической позиции по отношению к событиям и итогам Второй мировой войны, фундаментальных ценностей общества, сохранению исторической памяти. Представленные информационно-аналитические материалы необходимо использовать как на уроках, так и во внеурочной работе.

В частности, при изучении учебного предмета «История Беларуси» информационно-аналитические материалы по освещению политики геноцида белорусского народа, предоставленные Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, целесообразно использовать в IX классе при изучении темы «Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1944 гг.».

Использование информационно-аналитических материалов и документов о геноциде белорусского народа на уровне базового образования предполагает событийно-хронологическое ознакомление обучающихся в IX классе с темой геноцида в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории Беларуси, а также систематизацию соответствующих представлений и знаний с учетом активизации эмотивности личности и содержательной межпредметности.

Особое внимание уделяется судьбам детей, которые стали жертвами войны, в том числе были насильственно угнаны на принудительные работы.

Понятие «геноцид» целесообразно пояснять в соответствии с содержанием данной темы и историческим словарем в учебном пособии: геноцид – уничтожение определенных групп населения по расовым, национальным, религиозным признакам.

Для визуализации учебного материала о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны рекомендуется использовать в образовательном процессе на II ступени общего среднего образования мультимедиапрезентацию (размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ru/393-pedagogam/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/6221-informatsionno-analiticheskie-materialy-generalnoj-prokuratury-respubliki-belarus-o-rassledovanii-ugolovnogo-dela-o-genotside-belorusskogo-naroda-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html ), в которой использованы следующие фотодокументы:

«Судебные процессы над военными преступниками» (Нюрнбергский процесс над военными преступниками. 20 ноября 1945 г.; немецкие военные преступники, обвиняемые Военным трибуналом Минского военного округа по делу о злодеяниях, совершенных на территории БССР в годы Великой Отечественной войны, на судебном процессе в Минском окружном Доме офицеров (15 января 1946 г.); обвиняемый - бывший заместитель начальника лагеря военнопленных № 131 Лангут Карл Макс во время допроса на судебном заседании Военного трибунала Минского военного округа в Минском окружном Доме офицеров (15-29 января 1946 г.));

«Экономические, политические и социальные проявления оккупационного режима (отправка населения в Германию, угон скота, проверка патрулями документов)» (немецкие оккупанты угоняют скот у сельчан (1943 г.); крестьяне молотят зерно под контролем немецких солдат (1943 г.); оккупационные власти отправляют на работу в Германию гражданское население. 1943–1944 гг.; солдаты войск СС сопровождают машины с жителями г. Могилева перед отправкой в Германию. 1943 г.; молодежь прощается с родными перед отправкой в Германию на железнодорожной станции в Бобруйске (1944 г.)).

При использовании мультимедиа презентации целесообразно представить мемориальный комплекс «Детям – жертвам войны» как место трагедии белорусских детей – остарбайтеров. Учащимся необходимо предложить прочитать и осмыслить содержание открытого письма жительницы белорусского поселка Шумилино Зинаиды Лишаковой, которая в 1943 г., будучи подростком, попала в лагерь смерти Освенцим.

В завершение целесообразно представить мемориальный комплекс «Тростенец» как место европейской и национальной исторической памяти и символ белорусско-германского взаимного примирения, что актуализируется выдержкой из текста посольства Республики Беларусь в ФРГ: «Беларусь в годы Второй мировой войны на своей территории пережила фактически два геноцида: холокост белорусских евреев и геноцид белорусов как составляющей восточных славян».

Обращаем внимание на то, что необходимо довести до учащихся информацию, что мемориальный комплекс «Хатынь» получил статус Всебелорусской молодежной стройки в рамках его реставрации. С такой инициативой к главе государства обратились представители Белорусского республиканского союза молодежи во время обращения Президента с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию в январе 2022 г. Строительство музея на территории мемориального комплекса и реставрационные работы Президент поручил завершить в сжатые сроки – к 80-летию Хатынской трагедии (к марту 2023 г.).

Изучение политики геноцида белорусского народа в старших классах направлено на расширение и углубление знаний, полученных учащимися в базовой школе. В процессе обучения необходимо вести с учащимися систематическую работу по овладению навыками работы с историческими источниками. С этой целью рекомендуется шире использовать практические занятия. В ходе таких занятий учащиеся могут выполнять проблемные задания; учатся обосновывать свои суждения, приводить доказательства, конструировать определения понятий, представлять текстовую информацию в виде таблицы, графиков; осуществлять поиск информации по заданной теме в источниках различного типа; участвовать в организации и проведении учебно-исследовательской работы, в проектной деятельности; овладевают основными видами публичных выступлений (сообщение, дискуссия) и т. д.

В связи с этим на уроках истории в XI классе рекомендуется использовать различные формы организации учебных занятий: комбинированные и интегрированные уроки, лекции, конференции и др.

Изучение этой темы предусмотрено учебной программой по истории Беларуси для XI класса, отдельные аспекты этой темы могут быть рассмотрены на уроках по всемирной истории в XI классе.

В процессе изучения истории значительное место должна занять работа с документами. С целью углубления знаний учащихся, дифференциации и индивидуализации работы необходимо использовать материалы хрестоматии «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» (науч. ред. Академика А. А. Ковалени).

Работа с письменными источниками может проводиться на разных этапах урока. Разбор документа сопровождается комментированием во время аналитической беседы с классом, в процессе индивидуальной самостоятельной работы отдельных учащихся. По ходу разбора документа необходимо уточнить значение неизвестных терминов, рассказать об исторических личностях, которые приняли участие в его подготовке или упомянуты в нем. Основное место в работе с документами целесообразно отвести критическому анализу, интерпретации письменных текстов.

Помимо основных вопросов («Кто автор(-ы) документа?», «Когда он создан?», «Какие факты приведены в документе?»), учащимся могут быть предложены вопросы и задания, помогающие раскрыть его содержание и определить личностное отношение учащихся к изучаемым событиям.

Например, использовать оценочные вопросы, ориентированные на определение отношения обучающихся к теме урока, выявления их позиции в отношении к преступлениям нацистов и их пособников против мирного населения и военнопленных («Для чего необходимо сохранить и знать историческую правду о преступлениях нацистов в отношении мирного советского населения в годы Великой Отечественной войны?», «Почему необходимо изучать факты геноцида белорусского народа?», «Слышали ли вы о фактах геноцида от своих бабушек и дедушек?», «Как они оценивали эти события?»). Беседа, организованная с помощью таких вопросов, должна стимулировать творческую активность и искренность при выражении собственной позиции, формировать отторжение идеалов нацизма и осуждение их действий.

В процессе изучения темы геноцид следует обратить на понятия «холокост», «гетто», «концентрационные лагеря», «карательные операции». Карательные операции проводились службами безопасности вермахта, подразделениями СС и полиции. В карательных операциях участвовали не только немецкие регулярные части, но и те, кто пошли на сотрудничество с оккупантами, изменники Родины, которые имели белорусское, украинское, литовское, латышское происхождение. Поэтому целесообразно рассмотреть также и понятие «коллаборационизм».

Следует обратить внимание учащихся, что коллаборационизм был характерен для всех оккупированных стран.

Для визуализации учебного материала в образовательном процессе на III ступени общего среднего образования о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны рекомендуется использовать мультимедиапрезентацию (размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ru/393-pedagogam/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/6221-informatsionno-analiticheskie-materialy-generalnoj-prokuratury-respubliki-belarus-o-rassledovanii-ugolovnogo-dela-o-genotside-belorusskogo-naroda-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html ).

Использование документов о геноциде белорусского народа на учебных предметах «Беларуская літаратура», «Русская литература» и во внеучебной деятельности позволит «приблизить» учащихся к тем событиям, а также усилить эмоциональное восприятие художественных произведений, вызвать эмоциональный отклик. При изучении произведений о жертвах фашизма необходимо обращать внимание на трагический конфликт и понимание того, что насильственная смерть даже одного человека приобретает характер общенационального бедствия, последствия которого в полной мере ощутимы и сегодня.

При изучении таких произведений, как «Васількі» М. Лынькова, «Над апаленай вёскай» А. Кулешова, «Незагойная рана», «Знак бяды» В. Быкова, «Memento mori» Я. Брыля, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Судьба человека» М. Шолохова, «Родная крывинка» С. Трахименка, «Такая долгая гроза» С. Бартоховой, «Иван» В. Богомолова и других, на разных этапах урока целесообразно продемонстрировать фото- и видеодокументы, копии настоящих бумажных документов, свидетельствующих о геноциде белорусов и других народов. При этом важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также по возможности связь с той местностью, где расположено учреждение образования.

При изучении стихотворения «Над апаленай вёскай» А. Кулешова учащимся можно продемонстрировать публичную кадастровую карту Республики Беларусь: map/nca/by/layers / слои / дополнительные слои / сожженные деревни. Важно отметить, что сведения для этой карты постоянно дополняются. Впечатляющей будет информация о том, что всего на территории современной Беларуси разрушено и сожжено более 9200 сел и деревень, 682 тысячи зданий, некоторые населенные пункты подвергались сожжению несколько раз.

В процессе изучения обзорных тем, посвященных развитию литературы в годы Великой Отечественной войны и послевоенного периода, при характеристике условий развития искусства слова необходимо обращаться к документальным материалам о геноциде белорусского народа. Например, демонстрация Акта об издевательствах и о расстреле детей Домачевского детского дома Брестской области БССР; рассказы о деятельности Особой бригады СС «Дирлевангер», зверствах в лагерях смерти «Тростенец», «Дрозды», «Шталаг 352 (Масюковщина)» («Лесной лагерь»), «Озаричи», «Колдычево», фактах насильственного угона белорусов на принудительные работы с опорой на уже имеющиеся знания учащихся из истории собственной семьи или семей близких родственников, знакомых позволят лучше понять причины интереса к теме войны на разных этапах развития русской и белорусской литератур, осознать прототипную основу многих произведений, посвященных этой теме.

В содержании учебных программ по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)». При ознакомлении учащихся с фактами о потерях Беларуси в период Великой отечественной войны в V классе учителю рекомендовано использовать произведения искусства, представленные в сборнике «Геноцид белорусского народа»: мемориальный комплекс «Хатынь» (скульптура «Непокоренный человек»), мемориальный комплекс «Тростенец».

История военных событий средствами искусства предложена в IX классе. Так, в работе «Пленных ведут» А. Шибнёва передан эпизод борьбы партизан с фашистскими захватчиками. Защитникам Брестской крепости посвящена скульптурная композиция «Жажда», живописные полотна «Защитники Брестской крепости» П. Кривоногова и картина с одноименным названием И. Ахремчика. В скульптурной композиции «Монумент в честь матери-патриотки Куприяновой» запечатлен образ матери, провожающей своих сыновей на войну. Картина «Партизанская мадонна» М. Савицкого, не случайно написанная мастером в стилистике иконописи, стала символом трагедии советского народа в Великой Отечественной войне. Этот статус картины сохраняется и в настоящее время.

Одним из наиболее скорбных произведений искусства, выражающих боль белорусского народа, является цикл М. Савицкого «Цифры на сердце». Каждая работа цикла («Свобода», «Эти выжили») – отдельная страница истории военного периода. Особое место в творчестве художника занимает тема детских судеб, искалеченных войной. Данная тема выделяется также в творчестве В. Турова (фильм «Я родом из детства», И. Добролюбова (фильм «Иван Макарович»). Художественную ценность фильмов белорусских режиссёров подтверждают звучащие в них песни «Враги сожгли родную хату», «Братские могилы». Радость и триумф белорусского народа многопланово отражены в композиции «Минск 3 июля 1944 года» В. Волкова.

Документы о геноциде белорусского народа могут быть использованы в проектной деятельности межпредметного характера.

Приведем несколько примеров такого рода проектов. «Голоса сожженных деревень». Цель – формирование исторической памяти на основе углубленных знаний об историческом прошлом и анализе художественных произведений; формирование умений аккумулировать знания, полученные из разных источников и в разном виде. В ходе реализации проекта необходимо подобрать свидетельства очевидцев о фактах уничтожения жителей белорусских деревень, опубликованные в разных источниках, и сопоставить их с художественным воплощением в произведениях литературы. Результаты проекта могут быть оформлены в виде работы исследовательского характера; литературно-художественной композиции «Голоса сожженных деревень»; выпуска альманаха с одноименным названием; создания интерактивной карты, где будут отмечены сожженные населенные пункты и указаны художественные произведения, и др.

«Имена моего города». Цель – углубление знаний о малой родине и развитие творческих способностей учащихся. В ходе реализации проекта учащиеся собирают сведения о героях Великой Отечественной войны, именами которых названы улицы города, в том числе о подпольщиках, партизанах, погибших от рук нацистов и предателей. На основе собранной информации и с учетом впечатлений, представлений о тех людях, их подвигах учащимся предлагается написать художественное или публицистическое произведение об этом человеке (рассказ, стихотворение, эссе). Результаты проекта могут быть представлены в виде сборника художественных произведений (в качестве иллюстраций может служить документальный материал, собранный в ходе проекта); литмонтажа «Имена моего города»; литературной конференции; тематической экспозиции и др.

Информационно-аналитические материалы и документы о геноциде белорусского народа используются не только при изучении учебных предметов в учреждениях общего среднего образования, но и могут быть включены в содержание воспитательных мероприятий духовно-нравственной, патриотической направленности, способствующих формированию у учащихся правильной нравственной и общественно-политической позиции по отношению к событиям и итогам Второй мировой войны, фундаментальных ценностей общества, сохранению исторической памяти белорусского народа.

Материалы, свидетельствующие о геноциде белорусского народа, рекомендуется использовать в реализации воспитательной работы сучащимися классными руководителями, педагогами-организаторами, руководителями по военно-патриотическому воспитанию, заместителями директоров по воспитательной работе.

Данные материалы будут востребованы: при проведении мероприятий, посвященных памятной дате 22 июня как Дня всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа;

проведении памятных мероприятий (митингов-реквиемов), посвященных трагическим событиям Великой Отечественной войны сожжению деревень, карательным операциям, лагерям смерти и другим преступлениям против белорусского народа) (годовщина трагической гибели жителей Хатыни, уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками, 22 марта);

проведении классных и информационных часов с целью сохранения героического наследия и правды обо всех периодах жизни белорусского народа, в том числе и в Год исторической памяти; организации «Уроков мужества», посвященных подвигу белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, проведении тематических «Уроков памяти», приуроченных памятным датам о жертвах Великой Отечественной войны;

в рамках организации проектной деятельности учащихся по изучению истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны (создание родословной, семейной летописи, фотоальбомов, семейных газет и др.) («Боевой путь моего прадедушки», «Имена героев в памяти поколений», «Память сквозь годы» и др.);

создании новых экспозиций (реэкспозиции) музеев учреждений образования, посвященных теме геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны;  

 проведении экскурсий на базе данных музеев; сборе исторических и военных материалов для написания исследовательских работ в рамках деятельности научного общества учащихся, для реализации проектов по гражданскому и патриотическому воспитанию;

организации туристско-экскурсионной деятельности учащихся по памятным местам (мемориальным комплексам, музеям), посвященным сохранению памяти о жертвах белорусского народа в годы Великой Отечественной войны («Нам завещано помнить» и др.);

подготовке и проведении тематических экскурсий для учащихся по обозначенной тематике, по местам своего региона;

размещении и обновлении в интернет-ресурсах информационных материалов, теле- (радио-) сюжетов, направленных на доведение широкойобщественности достоверной информации о геноциде белорусского народа, увековечение памяти его жертв (создание и обновление рубрики «Память и боль белорусской земли» на сайте учреждения образования);

организации поисково-исследовательской деятельности учащихся по установлению имен и судеб воинов, погибших на территории Беларуси в годы войны; изучению памятников, мест захоронений;

составлению на этой основе новых экскурсионных маршрутов и интерактивных карт;

обновлению банка данных о ветеранах Великой Отечественной войны.

Поисково-исследовательская деятельность в учреждениях образования ведется через научные общества учащихся, поисковые клубы, отряды и группы «Следопыт», «Юный патриот», «Нашчадкі перамогі», «Поиск».

организации встреч учащихся c ветеранами Великой Отечественной войны, малолетними узниками фашистских концентрационных лагерей с целью ознакомления с историческими фактами с уст самих очевидцев;

проведении выставок в библиотеке учреждения образования, посвященных геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

При выборе методов и форм организации патриотического воспитания учащихся важно учитывать их возрастные особенности, склонности и интересы, специфику и место расположения учреждения образования.

Использование в воспитательной работе по патриотическому воспитанию фактических материалов, свидетельствующих о геноциде белорусского народа, будет способствовать формированию ценностного отношения учащихся к историческому прошлому своего народа, а придание историческому материалу личностно значимого характера позволит воздействовать на внутренний мир учащегося, развитие его патриотических чувств и сознания, воспитание гуманизма, приобщение к системе общечеловеческих и национальных ценностей.


 

свернуть
Яндекс.Метрика © ГУО "Дмитровичская средняя школа Березинского района", 2023" ВЕБ-МАСТЕРСКАЯ.БЕЛ