Версия для слабовидящих

Советы психолога

Родителям подростка на заметку!


  •    Цените откровенность своих детей, искренне интересуйтесь их проблемами.
  •     Общайтесь на равных, тон приказа сработает не в вашу пользу. Дайте понять, что Вы понимаете их.
  •     Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
  •     Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
  •     Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным, оскорбительным тоном, тем самым Вы унизите его самого.
  •     Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.
  •     Пригласите его (ее) подругу (друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем дружит ваш ребенок. Лучше, если Вы разрешите им общаться у вас дома.
  •     Если Вы сумеете установить с ребенком дружеские отношения, то будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но и влиять на его поступки.
  •     Если у вашего ребенка появился объект привязанности, то позвольте подростку самостоятельно разобраться с ним, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.
  •     Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право.
свернуть

Агрессивное поведение: Ребенок агрессивен по отношению к окружающим


  • Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок, в зависимости от настроения родителя, мог получить подзатыльник, либо поощрение. Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая понять, чего от них ждут.
  • Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля за поведением детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба и жестокость.
  •  Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же, у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков – это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.
  •  Самое главное –научить ребенка разряжаться, избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».

СОЦИАЛЬНО ПРИЕМЛЕМЫЕ МЕТОДЫ ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДАВЛЕННОГО ГНЕВА:

  1. Остаться одному в комнате и высказать все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.
  2. Когда сложно сдержаться, можно бить ногами и руками в подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать мяч, бить по кровати, написать все слова, которые хочется высказать в гневе, порвать и выбросить их.
  3. Успокоиться помогают глубокие вдохи или счет до десяти, перед тем, как что-то сказать или сделать. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.
  4. Нарисовать чувство гнева, а затем, при желании порвать и выкинуть. Агрессия часто находит выражение в творчестве или играх ребенка.
  • Поощряйте ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает. Научите его прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравиться, а что не нравиться.
  • Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я рассердился, я обиделся, я расстроился».
  • Если вы рассержены, постарайтесь сдержать свой гнев и прямо сказать ребенку о своих чувствах: «Я расстроен, я разозлился». Ни в коем случае не обзывайте и не оскорбляйте ребенка, он будет также вести себя с другими, а потом и с вами. Чем больше агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка.

 

                Сосредоточьте свои усилия на поддержании желательного поведения.


 

свернуть

Агрессивное поведение Ребенок ругается


Что необходимо делать родителям в данной ситуации:

  • Следите за собственной речью.
  • Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Стоит сохранять спокойствие при обсуждении подобных проблем. Можно честно сказать, что значение этого слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить.
  • Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят разозлить или обидеть другого человека.
  • Если ребенок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.
  • Не стоит пугаться бранных слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка. Не стоит отрицать их существование. Лучше дать понять: «Я знаю о существовании и значении этих слов, но мне они не нравятся».
свернуть

Влияние родительских установок на развитие детей


Как часто мы, взрослые, обращаем внимание на то, как мы общаемся со своими детьми?

Какие используем слова и выражения в отношении них?...

Родители, бесспорно, являются самыми значимыми и любимыми для ребенка людьми.

Их авторитет, особенно на ранних этапах развития, непререкаем и абсолютен. Вера в правоту и справедливость у детей непоколебима: «Мама сказала», «Папа велел».

Поэтому, родителям следует осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам, следует избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

А установки возникают повседневно, и чуть ли не на каждом шагу… Одни случайны, другие постоянны, третьи - принципиальны… Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личности ребенка.

Но также, есть и негативные установки. Рассмотрите предложенную таблицу, может вам что-то покажется знакомым, возможно, что что-то вы слышали и от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?....

Негативные установки

Сказав так

Подумайте о последствиях

Позитивные установки

Вовремя исправьтесь

«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…»

Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению.

«Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»

«Горе ты мое!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями

«Счастье ты, моя, радость моя!»

«Плакса-вакса, нытик!»

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи

«Поплачь, будет легче…»

«Вот дурашка, все готов раздать…»

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм

«Молодец, что делишься с другими!»

«Не твоего ума дело!...»

Низкая самооценка, задержка в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями

«А ты как думаешь?...»

«Одевайся теплее, заболеешь!»

Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания

«Будь здоров, закаляйся!»

«Ты совсем, как твой папа (мама)…»

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя

«Папа у нас замечательный человек!»

«Мама у нас хорошая!»

«Ничего не умеешь делать, неумеха!»

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, безынициативность, низкая мотивация к достижению

«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»

«Не кричи так, оглохнешь!»

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей (психосоматика),  конфликтность

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…»

«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке)

Осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола

«Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого…»

«Неряха, грязнуля!»

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности

 

«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»

«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребенку!...»

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, уход в себя или «уход» от родителей

«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый»

«Жизнь очень трудна: вырастешь-узнаешь…»

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм

«Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!»

«Уйди с глаз моих, встань в угол!»

Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность

«Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»

«Не ешь много сладкого, зубки будут болеть и толстая будешь!»

Проблемы с лишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, непринятие себя

«Кушай на здоровье!»

«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!»

Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги

«На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…»

«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый?!»

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях

«Как ты мне нравишься!»

«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!»

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешимость, зависимость от чужого мнения, тревожность

«Смелее, ты все можешь сам!»

«Всегда ты не вовремя, подожди…»

Отчужденность, скрытность,  ощущение беззащитности, ненужности, уход в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение

«Давай я тебе помогу!»

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачи!»

Отсутствие самоконтроля, поведенческой гипкости, агрессивность, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности

«Держи себя в руках, уважай других»

Подумайте!!! Какие установки вы задаете своему ребенку, как они ему могут помочь, или помешать… Ребенок Вас слушает, и все слова крепко зацепляются в его подсознании. Чувство вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать счастливее. Иногда ребенку не нужна оценка его поступков и поведения, он и сам все прекрасно понимает, просто ему необходимо, чтоб с ним побыли рядом, успокоили его и поддержали…

 

Как часто вы говорите детям:

  • я сейчас занят (а)…
  • посмотри, что ты натворил!
  • это надо делать так!
  • нет! Неправильно!
  • когда же ты научишься?!
  • сколько раз я тебе говорил (а)!
  • нет! Я не могу!
  • ты сведешь меня с ума!
  • что бы ты без меня делал!
  • вечно ты во все лезешь!
  • уйди от меня!
  • встань в угол!

После такого вот обращения к ребенку, пожалуй, не будет удивительным, если он отдалится, станет скрытен и неразговорчив, ленив, недоверчив и неуверен в себе… 

А такие слова – ласкают душу ребенка:

  • я люблю тебя…
  • ты очень многое можешь!
  • что бы мы без тебя делали?...
  • иди ко мне…
  • садись с ними!..
  • я помогу тебе…
  • я радуюсь твоим успехам!
  • что бы ни случилось, помни, твой дом - твоя крепость!
  • даже когда я не рядом, помни, что ты не один!…
  • расскажи мне, что с тобой?...
  • мне нужен твой совет…

Задача каждого родителя состоит в том, чтобы не сломить внутренний стерженек ребенка, а укрепить его с помощью Вашей заботы и поддержки!…


 

свернуть

Проблема наказаний


  • Старайтесь постоянно уделять внимание достоинствам ребенка. Хвалите его. Тем самым, вы создаете дополнительную мотивацию для того, чтобы школьник руководствовался девизом: «Буду делать хорошо и не буду плохо».
  • Ни в коем случае не стоит наказывать ребенка чтением (музыкальными занятиями, физическими упражнениями, трудом и т.п.),   тем, что он должен делать добровольно, от чего может и должен получать радость. Подобные наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учебе, чтению.
  • Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Найдите в жизни ребенка то, что для него особенно важно. Возможно, это будет какая-то ваша совместная деятельность. Прогулка в выходные, катание на велосипеде, совместный просмотр мультфильмов и пр. И если ваш ребенок не слушается или совершает какой-то проступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.
  • Будьте справедливы к детям. Не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если совершен проступок действительно серьезный, по-настоящему вас огорчивший.
  • Обращайте внимание на свои действия: если вы считаете возможным в качестве дисциплинарной меры причинить боль ребенку, то, возможно, и сами не заметите, как переступите черту и перейдете к жестокости.

 Прежде чем применить наказание, остановитесь и спросите себя о целях, которых пытаетесь добиться. А ведет ли к этой цели путь, выбранный вами?


 

свернуть

Ребенок чрезмерно интересуется компьютером


Большинство популярных в нашей стране компьютерных игр учат детей уничтожать героев (земных животных, инопланетян), провоцируя их на агрессивное поведение.

При этом ручьями льется кровь, слышатся душераздирающие стоны и многие другие пугающие ребенка действия. Неудивительно, что, наигравшись в такие игры, дети начинают вскрикивать и скрежетать зубами во сне…

Компьютерные ужасы не только пугают детей, но и притягивают их. В азарте ребенок становится кровожадным, ему нравится быть сильным, уничтожать и мучить.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

  • Постарайтесь максимально долго оберегать от злых, некрасивых, действительно жестоких сцен неустойчивую психику своего ребенка.
  • Если ребенок уходит в виртуальный мир, перед вами стоит нелегкая задача разобраться, чего ему не хватает в окружающей действительности.
  • Не бейте тревогу,  постарайтесь найти возможность до него достучаться. Будьте с ним, станьте в его глазах интереснее, чем содержимое компьютера. Больше играйте вместе с ребенком.
  • Вспомните, что где-то рядом с вами есть парки, музеи, выставки и т.д. Заведите традицию куда-нибудь вместе выбираться хотя бы раз в неделю.
  • Никогда не награждайте ребенка игрой на компьютере.
  • Это может придать особый престиж такому времяпровождению. Ваша задача, скорее, состоит в том, чтобы снизить ценность общения с компьютером.
свернуть

Тревожность. Способы борьбы с детской тревожностью

ревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях

ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ

Для тревожного ребенка характерны следующие особенности:

1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, которому могут способствовать:

- Врожденная предрасположенность, темперамент.

- Нездоровая, конфликтная обстановка в семье.

- Неполная семья.

- Отсутствие единой линии воспитания, противоречивые требования взрослых.

- Неадекватные требования (слишком завышенные / заниженные или не отвечающие стремлениям ребенка), излишняя принципиальность родителей.

- Негативное отношение взрослых и других детей к ребенку, частые угрозы.

- Отвержение родителями ребенка или постоянный страх за его здоровье и жизнь.

- Дефицит общения со сверстниками и другими детьми.

- Большая интеллектуальная и физическая нагрузка.

- Психотравмирующие случаи, эмоциональные потрясения.

- Повышенная тревожность родителей, их неудовлетворенность жизнью.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ

Первое и самое важное, что могут сделать взрослые для такого ребенка, это обеспечение ребенку ощущения своей успешности. Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Ему важно найти такую деятельность, в которой он способен самоутвердиться.

Ощущение успеха – лучшее лекарство от повышенной тревожности.

Кроме того, ребенок должен чувствовать себя защищенным, знать, что при необходимости взрослые обязательно придут на помощь. Повысить самооценку за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно обращаться к ребенку по имени, хвалить его за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем, ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.

  •     Категорически недопустимы сравнения детей друг с другом, т.к. это может стать травмирующим фактором. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.
  •     Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или с вопросом, желательно установить с ним контакт глаз, лучше наклониться к нему.
  •     Необходимо понять и принять тревогу ребенка: он имеет на нее полное право.Интересуйтесь его жизнью, чувствами, страхами. Научите его говорить о них и будьте готовы выслушать ребенка. Научите делать полезный для ребенка вывод из неприятностей, показывая, что в большинстве случаев «нет худа без добра» - приобретается опыт, удается избежать еще больших неприятностей и т.д.
  •     Обеспечьте ребенку ощущение, что в любой ситуации в вашем лице он получит поддержку и понимание его проблем. Даже если некоторые проблемы вам не представляются серьезными, признайте право ребенка - сильно переживать из-за них: «Да, это действительно неприятно. Это, правда, очень обидно…» И только после выражения сочувствия помогите найти выход, решение, увидеть положительные стороны.
  •     Помочь ребенку в преодолении тревоги – значит, создать условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.
  •     Если ребенок пропустил из-за болезни занятия в школе и боится идти туда, попробуйте сделать его возвращение постепенным.Например, можно прийти с выздоровевшим ребенком на «продленку», якобы узнать домашнее задание; постараться сделать так, чтобы, пока он болеет, ему звонили одноклассники, и он сам звонил им; самим зайти в школу, узнать новости о жизни класса и подробно рассказать обо всем ребенку, передав привет от ребят и учителей.
  •     В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой вместе (не важно, что это: шнурки на ботинках или первая ссора с приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком, пока он пытается справиться с чем-то.
  •     Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним.Например, спросите его: «Чего боятся солдатики? (или куклы). А как им помочь преодолеть страх?».
  •     Заранее готовьте тревожного ребенка к каким-то переменам и важным событиям. Подробно расскажите, что его ждет.
  •     Никогда не  пытайтесь повысить работоспособность ребенка, описывая ему трудности.Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная работа его ожидает или что от результатов этого экзамена по музыке очень многое зависит. Это только усилит напряжение.
  •     Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени. «Сначала боялся, но потом было так-то и так, удалось сделать то-то и то-то».
  •     Старайтесь в любой ситуации искать плюсы по принципу «нет худа без добра».Например, ошибки в контрольной – это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь. Объясните ребенку, что сами когда-то только начинали рисовать, кататься на велосипеде и т.д., да и сейчас у вас не все сразу получается. Людям редко удается избежать ошибок и неудач в новом деле. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Ребенок должен быть уверен, что родители верят в его успех, что, в конце концов, у него все получится.
  •     Ребенку важно научиться ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их, а не стремиться к абстрактному и потому недостижимому эталону.
  •     Развивайте правильное отношение ребенка к результатам своей деятельности. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями. Обращайте внимание на то, что он знает, умеет теперь, что он смог пересилить себя, что он заслуживает уважения, что он укрепил свою волю и т.д. Так формируется чувство собственной компетентности ребенка, снижающее чувство тревоги и неуверенности.
  •     Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: сделать глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное.
  •     Также, преодолеть чувство тревоги можно с помощью телесного контакта. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять его, посадить на колени. Это никогда не будет лишним ни в отношении малышей, ни дошкольников, ни младших школьников. Тревожные дети быстро утомляются, поэтому, заметив, что ребенок выполнил одно задание, погладьте его по голове и скажите: «Отдохни немного, а потом продолжишь».
  •     Будьте более оптимистичны сами. Следите за выражением своего лица. Чаще улыбайтесь. Убеждайте ребенка, что «все будет хорошо, все обязательно получится».

Спокойные, уверенные в себе родители, способные принять ребенка таким, какой он есть, не ждущие от него моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, - вот залог уверенности и адекватной самооценки ребенка!

свернуть

Жизнь без конфликтов

подробнее...

Как бороться со страхами

подробнее...

10 заповедей для родителей

подробнее...
Яндекс.Метрика © ГУО "Дмитровичская средняя школа Березинского района", 2023" ВЕБ-МАСТЕРСКАЯ.БЕЛ